четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2017/2018 учебный год (6 класс)

 1. Какие согласные звуки слышатся в следующей фразе?

 Во втором часу ночи мы с братом были на вокзале. 

Обозначьте звуки по порядку с помощью значков транскрипции. Например: [б], [б’]. Повторяющиеся не указывайте. 

2. Подберите к фразеологизмам из колонки А синонимы из колонки Б. 


Фразеологизмы

Синонимы

А. Тёртый калач 

1. Одного поля ягоды

Б. Два сапога пара

2. Во все лопатки

В. Ни рыба ни мясо 

3. Когда рак на горе свистнет

Г. После дождичка в четверг 

4. Стреляный воробей

Д. Держать пари 

5. Ни богу свечка ни чёрту кочерга

Е. Что есть духу 

6. Провалиться на этом месте



3. Объясните грамматическое различие между словами (укажите часть речи, их признаки). Например, зáпах – имя сущ. м.р. 2-го скл. в форме И.п., ед.ч.; запáх – глагол в форме пр.вр., ед.ч., м.р.

Села – сёла, осел – осёл, поем – поём.

4. Миша знает пока не все правила орфографии и на конце слов всегда ставит мягкий знак после мягких согласных, а после твёрдых — не ставит. Выберите вариант, в котором он, пользуясь этим правилом, все слова напишет правильно. Объясните написание слов в этом ряду. 

Брешь, ветошь, макинтош, сушь.
Крыш, ночь, шалаш, пляж.
Трюкач, бородач, вещь, пустошь.
Плащ, абордаж, луч, круч.

5. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях.

а) Набежали тучи и хлынул дождь.

б) Спой нам ветер про дикие горы про глубокие тайны морей.

в) После дождя начали буйно лезть грибы маслята лисички рыжики.

г) Ты опоздал по уважительной причине спросила учительница.

6. Разберите по членам предложения, укажите падежи всех имён существительных.

 Солнце закрыло облако. На горизонте туристы увидели большой город. Айсберг – плавучая ледяная гора.

7. Соотнесите устаревшие слова из «Песни о Вещем Олеге» и их толкование. 

Устаревшее

слово

Толкование

А. Пращ 

1. Слуга князя

Б. Брань 

2. Сложенный петлёю ремень или верёвка для метания камней

В. Тризна

3. Волшебник, предсказатель, молившийся богам, лечивший людей

Г. Отрок 

4. Обрядовые действия и пиршество в память умершего

Д. Волхв

5. Битва, сражение 

8. Какие утверждения являются неверными? Укажите их и потом исправьте неточности. 

А) Илья Муромец, как пёрышко лебединое, поднимает палицу в 90 пудов, взмахом руки валит наземь полчища врагов. Такое преувеличение свойств богатыря в былине называется кульминацией.   

Б) Древнейшая русская летопись, которая дошла до нас, - «Повесть временных лет». 

В) Выражение «прочитать от доски до доски» сохраняет память о том, что обложки древних книг делали из тонких дощечек, обтянутых кожей или тканью. 

Г) В былине богатырю победить врага всегда помогают волшебные существа и вещи. 

Д) Народные певцы не рассказывали, а сказывали былины, то есть исполняли нараспев в сопровождении гуслей. 

9. Подберите к данным существительным (1) имена прилагательные (2), чтобы получить характерные для сказок и былин постоянные эпитеты (словосочетания).  

1) Богатырь, враг, ноги, цветики, голова. 

2) Могучий, резвый, поганый, буйный, лазоревый. 

10. Найдите «лишнее» в каждом ряду. Подчеркните. 

А) Города, которые Илья Муромец посетил: Муром, Чернигов, Киев, Петербург

Б) Жанры древнерусской литературы: загадка, летопись, поучение, житие

В) Эпические жанры: сказка, былина, песня, рассказ.  


Ссылка на файл c ответами - ссылка