четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2013/2014 учебный год (7 класс)

 Задание 1. Объедините слова в группы: 

а) слова, в которых все согласные звуки звонкие;

б) слова, в которых все согласные звуки глухие;

в) слова, в которых присутствуют звонкие и глухие звуки. 

Идея, завязка, сказка, лирика, эпитет, бард, юмор, образ, стопа, частушка, эпос, монолог,  легенда, драма, аллегория, стих, зачин,  былина. 


Задание 2. Выпишите из басни И.А.Крылова слова, имеющие нулевое окончание. 

Мартышка, в Зеркале увидев образ свой.

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что́ это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А, ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть».— 

«Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал. 

Задание 3. Перед вами перевёртыши устойчивых выражений, в которых каждое слово заменено «антонимом». Восстановите первоначальный вид фразеологизмов. Объясните их значение. 

Бодрствовать с передними руками, груше есть где подняться, кошку выплюнуть, умирать на узкую руку, написать на затылке неба. 

Задание 4. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 

В ш..стом веке сл..вяне ходили (полу)нагие, в ненас(?)ное время пр..крывались шкурами. Позже одежда ру..ких сл..вян была уже не так проста. Они носили холщ..вые или полотня..ые рубахи с разр..зным воротом, воротник и края рук..вов выш..вали (разно)цветным ш..лком или серебря..ыми нитями, унизывали драгоце..ыми к..меньями. Знатные люди над..вали штаны ш..лковые и парч..вые.

Все сословия, кроме самого ни..шего, носили ка..тан – у..кую одежду с дли..ыми рук..вами и высоким ст..ячим воротником, к..торый закрывал весь затылок. Ка..тан, как и все почти стари..ые ру..кие платья, застегивался спер..ди пугов..цами.

Он был домашн..й одеждой. Человек, к..торый (не)хотел прослыть (не)вежею, прин..мая поч..тного гостя, над..вал сверх ка..тана ферязь – од..яние почти до лодыжек, с рук..вами, но без воротника.

Пре..ки наши любили дли..ую одежду, к..роткая к..залась им (не)приличною.


Задание 5. Выпишите из текста предыдущего задания 5 местоимений (по выбору), 5 имен прилагательных (по выбору) и укажите их разряд по значению



Задание 6. Соотнесите героя и произведение, в котором он упоминается. 

  1. Овсов 

  1. «Капитанская дочка»

  1. Капризная Роза

  1. «Детство»

  1. Хлестаков 

  1. «Кладовая солнца»

  1. Самсон Вырин 

  1. «Лошадиная фамилия»

  1. Месье Дефорж

  1. «Маленький принц»

  1. Иван Грозный

  1. «Алые паруса»

  1. Алексей Иваныч Швабрин 

  1. «Дубровский»

  1. Наталья Савишна 

  1. «Ревизор»

  1. Ассоль 

  1. «Песня про царя Ивана Василевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  1. Старик Антипыч

  1. «Станционный смотритель»


Задание 7. 

Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами». В каком произведении и кто стал:

а) крестьянкой; б) разбойником; в) вожатым? 


Задание 8. Соотнесите героя с его  описанием. Укажите произведение и его автора. 


  1. «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя  в чехарду с дворовыми мальчишками…»

а) Швабрин 

  1. «Он был сорока лет, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь…»

б) Маша Миронова

  1. «Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели»

в) Екатерина

  1. «Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым»

г) Гринев


  1. «В белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую»

д) Пугачев


Ссылка на файл с ответами - ссылка