четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2015/2016 учебный год (11 класс)

 Задание 1. Поставьте ударение в словах. 

Квартал, сорит, христианин, досуг, формировать, углубить, щекотно,  языковая (норма), цемент, кулинария, нефтепровод, новорожденный, иконопись, столяр, каучук, щавель.


Задание 2. Восстановите недостающие звенья словообразовательных цепочек. 

  1. Чистый – ... – ... – расчистка;                             

  2. единый – ... – ... – присоединение;

  3. быть – ... - ... – ... – прибыльно;

  4. красный - ... - ... – покраснение;

  5. гора - ... - ... - ... - по-горняцки.


Задание 3. Подберите  к  французским фразеологизмам синонимические русские.

  1. Жить, как петух на откормке.

  2. Тянуть чёрта за хвост.

  3. Принять пузыри за фонари.

  4. Король не кузен.

  5. Одним камнем дважды ударить.


Задание 4. Укажите, какой частью речи является слово РАЗ в каждом примере.

1. Уж сколько раз твердили миру.

2. Раз в начале осени я отправился на охоту.

3. Раз ты обещал – сделай.

4. В прошлый раз я это уже говорил.

5. Платье ей в самый раз.

6. А он приятелю раз по руке.


Задание 5. Придумайте и запишите 3 сложноподчинённых предложения, в которых средством связи главного и придаточного предложения является слово где. Придаточные предложения должны быть следующих типов: определительное, изъяснительное, обстоятельственное.


Задание 6. С какими литературными героями связаны следующие географические и топографические реалии? Назовите имя героя, произведение и автора произведения. 

1. Аустерлиц, Богучарово, Петербург, Лысые горы.

2. Тамань, Персия, казачья станица, кавказская крепость, Владикавказ.

3. Сенная площадь, Обводной канал, сибирский острог.


Задание 7. Перед вами реплики героев одного произведения. Кто их произносит? Назовите произведение и автора. 

1. «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест…»

2. «Здесь мне оставаться положительно невозможно <…> страна необразованная, народ безнравственный, притом скука, на кухне кормят безобразно…»

3. «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, только кажется…»

4. «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая (сквозь слезы) в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее и воспитывая в нас идеалы добра и общественного самоосознания».

5. «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничего не изменилось».

Ссылка на файл с ответами - ссылка