четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2012/2013 учебный год (9 класс)

 1. Запишите слова в следующем порядке: 1) с ударением на первом слоге; 2) с ударением на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге.

Сливовый, углубить, откупорить, арахисовый, верба, ходатайство, украинец, диспансер, щавель, кухонный, средства, крапива, подошва, исподволь, дотемна, глиняный.


2. Помогите автору этого замечательного обращения к вам понять, что происходит с ним и его друзьями, определив лексическое значение выделенных фразеологизмов.


Уважаемые участники олимпиады!

У меня очень много друзей. В последнее время они все чаще куда-то ходят. Иногда я даже не совсем понимаю, как они себя чувствуют, чем живут. Судите сами.

Ваня быстро идет в гору. Артур всегда идет в ногу со временем. Леша почему-то неожиданно для всех пошел ва-банк. Федя просто пошел своей дорогой, не обращая ни на кого внимания. Еще вчера Игорь жаловался, что у него что-то не получается, а сегодня уже у него все идет на лад. Мама Олега сказала, что после усиленных тренировок он вечером приходит домой на автопилоте.

А куда идти мне? Я, как всегда, пойду им всем навстречу.

(О. Добровольская)


3. Внимание! «Чужой» среди «своих». Найди его в каждом ряду, определив способы образования слов.


  1. Наглухо, предрешить, привкус, сверхзадача, противоестественный;



  1. контр-адмирал, макси-юбка, автобаза, антициклон, полуокружность;



  1. широколицый, широкомасштабный, широкоупотребительный, широкополосный, широкоэкранный;



  1. вдуматься, успокоиться, срастись, наслушаться, дозвониться;



  1. бескомпромиссный, придорожный, предплечье, рассуждение, повысить;



6) добропорядочность, уговаривать, присвоить, верблюжий, плясунья.



4. Перед вами каламбур С. Я. Маршака:

Любил студентов засыпать он оттого, что те любили засыпать на лекциях его.

Какое лексическое явление лежит в основе этого каламбура? Произведите морфологический разбор выделенных глаголов.



5. Поставьте, где необходимо, тире в схемах пунктуационных правил. Придумайте предложения, соответствующие данным схемам.


1) существительное в И. п.        инфинитив и инфинитив



2) вопр. местоимение        сущ. в И. п.?


3) сущ. в И. п. ,|причастный оборот|,       сущ. в И. п.



4) сущ. в И. п.        тоже сущ. в И. п.



5) сущ. в И. п.        наречие



6) сущ. в И. п.                          сущ. в И. п.



7) сущ. в И. п.      числ. в И. п. + сущ. в Р.п.



8) сущ. в И. п.       есть сущ. в И. п.



6. Будучи рассказом рядового участника о великом историческом свершении, это стихотворение является автобиографией народного подвига. 

Назовите произведение и его автора. Какое историческое событие имеется в виду? Когда оно произошло?


7. Узнайте литературоведческие термины по их определениям.

1) … – положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате развития изображенных в нем событий; заключительная сцена.


2) … – противопоставление характеров, обстоятельств, образов композиционных элементов, создающее эффект резкого контраста.


3) … – иносказание, образное изображение отвлеченной мысли, идеи или понятия посредством сходного образа.


4) … – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации другой. При этом слове или выражении обязательно присутствуют слова как, будто, словно, точно и т.п.


5) … – произведение торжественного, патетического характера, прославляющее какую-либо идею, великое событие, выдающуюся личность. Отличается ораторским, «высоким стилем» речи.


6) … – двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.


Ссылка на файл с ответами - ссылка