четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2015/2016 учебный год (10 класс)

 Задания по русскому языку 


1. Образуйте от данных глаголов, учитывая их значение, форму третьего лица единственного числа. Поставьте в этой форме ударение. 


Косить ‘делать косым, кривиться’, побудить ‘склонить к какому-нибудь действию’, просветить ‘пропустить сквозь кого-нибудь или что-нибудь лучи’, слепить ‘ослеплять’, заточить ‘подвергнуть заточению’, бронировать ‘покрывать бронёй’, трусить ‘бежать трусцой’, морщить ‘лежать негладко’, парить ‘подвергать действию пара’, бродить ‘находиться в состоянии брожения’.


2. Журналисты и писатели иногда в развлекательных, юмористических целях соединяют несколько устойчивыотх выражений, образуя так называемые фразеологизмы-гибриды. Определите, два каких фразеологических оборота объединены в один в каждом примере. Укажите значение фразеологизмов. 


  1. Шито-крыто белыми нитками. 


  1. Рвать душу на части. 


  1. Оставаться без рук на одном месте. 


4. Брать голыми руками жар. 


3. Определите, сколько групп можно получить, если учесть состав данных слов. Ответ поясните. 


Обувь, вечерком (наречие), потешно (наречие), прошлое, недобор, вымыт, сплетня, по-волчьи, назло, пораньше, будний, отдых, письмецо, темень, леший, писчий, втрое, светлее, застенчивый, готовальня, истома, пожелать. 


4. Выявите морфологические различия у данных числительных. 


Три – трое – третий – тридцать – тридцатый – триста – триста три – три миллиона – трехмиллионный. 


5. Ученики получили задание составить предложения со словом «буду» таким образом, чтобы данное слово являлось: 1) простым глагольным сказуемым или его частью, 2) частью составного глагольного сказуемого, 3) частью составного именного сказуемого. Распределите составленные учениками предложения по соответствующим группам. Подчеркните сказуемое. 


Я буду принимать участие в мотокроссе. 

Я буду должен вам тысячу рублей. 

Я буду учить английский язык в Лондоне. 

Я буду стараться завершить проект к сроку. 

Я буду рад видеть вас у себя. 

Я буду иметь намерение помочь вам. 

Я буду актёром. 

Я буду просить вас помочь мне. 

Я буду пытаться стать эстрадной звездой. 

Я буду в Лондоне весной. 

Я буду стараться не нанести никому вред. 

Я буду должен уехать учиться. 


Задания по русской литературе


6. Перед вами фрагмент одного письма, которое датируется октябрем 1835 года: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или не смешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Ежели сего не случится, то у меня пропадёт даром время, и я не знаю, что делать тогда с моими обстоятельствами. Я, кроме моего скверного жалованья университетского 600 рублей, никаких не имею теперь мест. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов и, клянусь, будет смешнее черта». 

Назовите адресата и адресанта письма. Сюжет какого произведения подсказал адресат? 


7. В литературоведении известен такой прием, как перефразирование. Это переделка чужого текста или его части с изменением стилистической установки или общего смысла. Например, П. Вейнберг переделал, изменив общий смысл, стихотворение одного известного русского поэта. Назовите это стихотворение и его автора. Стихотворение, явившееся предметом переделки, в свою очередь является переводом стихотворения одного немецкого поэта. Назовите этого поэта. 


В убогой избушке лежит одиноко 

На голой соломе бедняк 

И дремлет, свернувшись от стужи, несчастный: 

Не греет дырявый армяк; 

И снится ему, будто в доме высоком, 

В том доме, где роскошь и блеск, 

Сидит жирный барин в халате атласном 

И с жадностью рябчика ест. 


Ссылка на файл с ответами - ссылка

Комментариев нет:

Отправить комментарий