пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2017/2018 учебный год (10 класс)

1. Выпишите слова, в которых ударение падает на второй слог.

Апостроф, боязнь, каталог, средства, сироты, форзац, кухонный, подростковый, красивее, торты, ходатайствовать, знамение, зубчатый, углубить, ворота, кремень, диспансер, хозяева.

2.Определите способ словообразования наречий. 

Слегка, доброжелательно, втридорога, послезавтра, полулежа.

3. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

1.Вы бы лучше не сидели без дела, а в квартире убрали.

2. И нам опять пора в далёкую дорогу.

3. Всякий раз останавливаюсь у этого дуба, когда иду в город.

4. Поскольку он раньше здесь не бывал, ему всё было интересно.

5. Было видно, что он отдыхает здесь давно.

6. Сквозь гущу деревьев робко пробивалось солнце.

7. Чуть брезжилось, когда нас разбудили.

8. Ведь можно сказать проще.

4. Укажите, каким членом предложения является союзное слово который в придаточных частях сложноподчиненных предложений.

1) Мое внимание привлек дом, около которого собрались все жители поселка.

2) В свой первый отпуск, который мне дадут летом, я обязательно съезжу к морю.

3) Это был человек, который писал когда-то замечательные стихи.

4) Я спросил, который теперь час.

5) В доме нас встретили неожиданные гости, которым мы очень обрадовались.

5. Установите соответствие между предложениями и их характеристикой:


А. Жизнь – та же симфония: каждое её мгновение поёт на разные голоса.

Б. Любовь и дружба – взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.

В. Как считает автор статьи, письменную коммуникацию характеризуют пять речевых качеств: ясность, точность, краткость, полнота и логичность.

Г. Не замечать охлаждения друзей – значит мало ценить то, как они к тебе относятся.

Д. Едва взошло солнце и зазвучали голоса птиц, в поле вышли косцы.


1. Простое 

2.Сложноподчинённое предложение с однородным подчинением 

3. Сложноподчинённое

4. Бессоюзное сложное

5. Сложное предложение с разными видами связи



6. О ком из героев пьесы А. Н. Островского «Гроза» Н. Добролюбов сказал: «Образование отняло у него силу делать пакость, но не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие». Назовите этого героя.

7. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Вознесенского. Кто эти сочинитель и герой?

Глядя с улицы, всмотритесь

В тайный вензель «О» да «Е»,

Прочитайте возраст «30»,

Перевернутый в стекле.

Этот возраст для героя

Станет встречей роковой.

И простятся над Невою

Сочинитель и герой.

8.В данном фрагменте использованы следующие изобразительно-выразительные средства:

 «То… Боян не десять соколов на стадо лебедей напускал. Но свои вещие персты на живые струны возлагал; они же сами собой князьям славу рокотали»

1)гипербола;

3)метонимия;

5)синтаксический параллелизм;

7)лексический повтор;

9)инверсия;


2)сравнение;

4)эпитет;

6)метафора;

8)символ;

10)антитеза.


Ссылка на файл с ответами - ссылка