пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2017/2018 учебный год (11 класс)

 1. Укажите ударение в словах и словосочетаниях.

Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, эксперт, тигровая, пломбированный зуб, языковая политика, языковая колбаса.

2. Выпишите производные слова, т.е. слова, образованные от других слов. Выполните их словообразовательный анализ. 

Багроветь, базировать, барабанить, баритон, барахтаться, вафельница, гранит, картина, черепаха.

3. Каждый школьник знает, какие трудности вызывает написание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне, особенно если это слова иноязычного происхождения. Как, например, следует писать: валюта или волюта, компания или кампания? Свой ответ аргументируйте.

4. Какой частью речи являются и какую синтаксическую роль выполняют выделенные слова? В каких из этих слов гласный О является суффиксом и в каких - окончанием? 

Как всё вокруг сурово, снежно,

Как этот вечер сиз и хмур!

В морозной мгле краснеют окна нежно

Из деревенских нищенских конур.

Ночь северная медленно и грозно

Возносит косное величие своё.

Как сладко мне во мгле морозной

Моё звериное жильё! (И. А. Бунин)

5. Расставьте знаки препинания. Составьте графическую схему предложения. 

До сих пор я все ещё не терял надежды сыскать дорогу домой но тут я окончательно удостоверился в том что заблудился совершенно и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места почти совсем утонувшие во мгле пошел себе прямо. 

6. Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж. 

– По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.

7. Ниже перечислены произведения русской литературы XVIII-XIX вв. Героиня какого из них носила исконно русское имя?

А. «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Б. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

В. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Г. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Д. «Светлана» В.А. Жуковского.

Е. «Ася» И.С. Тургенева. 

8. Определите, кто из русских писателей и поэтов изображён И. Северяниным в этих строках:

а) М. Горький;

б) В. Маяковский;

в) В. Брюсов;

г) М. Цветаева;

д) А. Ахматова.

1. Сласть слёз солёных знала Изергиль,

И сладость слёз солёных впита Мальвой.

Под каждой кофточкой, под каждой тальмой –

Цветов сердец зиждительная пыль.

 

2. Послушница обители любви

Молитвенно перебирает чётки.

Осенней ясностью в ней чувства чётки.

Удел-то святости непоправим.

 

3. Поёт он гимны всем семи грехам,

Непревзойдённый в митинговой глотке.

Истороиков о нём тоскуют плётки

Пройтись по всем стихозопотрохам.


9. Определите изобразительно-выразительные средства языка.

1. В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны плещут.


2. Ступеньки вверх,

Ступеньки вниз –

Кружится голова.


3. Синий туман. Снеговое раздолье,

Тонкий лимонный лунный свет.


4. А в двери – бушлаты, шинели, тулупы.


5. Смотри, каков Самсон! (О слабом человеке)



Ссылка на файл с ответами - ссылка