четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2015/2016 учебный год (5 класс)

 

  1. В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Выпишите эти слова, напротив каждого слова напишите количество букв и звуков.

                                  Зима! Крестьянин, торжествуя,

                                  На дровнях обновляет путь;

                                  Его лошадка, снег почуя,

                                  Плетётся рысью как – нибудь.

                                                                  (А.С.Пушкин)

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Расставьте ударения в словах.


Диспансер, удобнее, нефтепровод, торты, красивейший, столяр, верба, августовский, кухонный, щавель.


  1. Выполните словообразовательный разбор данных слов, определите способ словообразования.


Пришкольный ________________________________________________________

Шестилетка __________________________________________________________

Выписать_____________________________________________________________

Перебежчик___________________________________________________________

Двухъярусный_________________________________________________________

Желто – красный______________________________________________________

БГУ__________________________________________________________________


  1. В русском языке обнаруживается большое количество фразеологизмов, восходящих к текстам античной мифологической литературы. Определите их значение.


  1. Гомерический смех____________________________________________________

  2. Ахиллесова пята ______________________________________________________

  3. Дамоклов меч ________________________________________________________

  4. Авгиевы конюшни ____________________________________________________

  5. Прокрустово ложе ____________________________________________________


  1. Прочитайте текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В последнем предложении расставьте недостающие знаки препинания.

    В нашем (не)большом доме живёт уд..вительный зверь. Это ч..рный кот с ярко-ж..лтыми  глазами и серебря..ыми усами. Его шерсть ч..рная, как осе..яя ночь, только на груди светится белоснежное пятнышко. За важный и таинстве..ый вид мы назвали его иностра..ым имен..м Луи. Мы нашли его на деревя..ой террасе. Кот с..дел в соломе..ом кресле и грелся на солнце.

    Каждый вечер кот исч..зает, но к утре..ему чаю всегда возвр..щается. Он ждёт нас на ни..ком крылечке и слушает звуки, которые пр..носит ветер.

    Когда к нам пр..ходят гости, Луи встречает их и как будто здоровается  Здравствуйте друзья  прох..дите в комнату, вас ждёт лимо..ый п..рог!»


  1. Отгадайте героя по описанию, назовите произведение и автора.


А) Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель (…) в новой шинели и с узелком в руке… _________________________________________________________

Б) Двенадцатилетняя (…) влетела, как разрывная бомба, в комнату, где её старшие сёстры одевались с помощью двух горничных к сегодняшнему вечеру. Взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, она была в эту минуту похожа на хорошенького мальчишку... __________________________________________________________________________

В) Из нашего класса на полянку иногда набегал (…), суетливый, с моргающими глазёнками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает , не знает – всё равно тянет. Вызовут – молчит… _____________________________________________

Г) (…) воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости._________________________________________________________________

Д) Он был воспитан в ***университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался. К статской службе молодой человек чувствовал себя совершенно неспособным. Молодой (…) стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай. _______________________________________________________


  1. Соотнесите названия произведений и их авторов.

А) «Парус»

1) А.А.Ахматова

Б) «Летний вечер»

2) А.А.Блок

В) «Перед весной бывают дни такие»

3) М.Ю.Лермонтов

Г) «Одинокий дуб»

4) Н.А.Некрасов

Д) «Звезда полей»

5) Н.М.Рубцов

Г) «Размышления у парадного подъезда»

6) Н.А.Заболоцкий


Ссылка на файл с ответами - ссылка