В каких словах количество звуков и букв не совпадает? Выпишите эти слова, напротив каждого слова напишите количество букв и звуков.
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как – нибудь.
(А.С.Пушкин)
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расставьте ударения в словах.
Диспансер, удобнее, нефтепровод, торты, красивейший, столяр, верба, августовский, кухонный, щавель.
Выполните словообразовательный разбор данных слов, определите способ словообразования.
Пришкольный ________________________________________________________
Шестилетка __________________________________________________________
Выписать_____________________________________________________________
Перебежчик___________________________________________________________
Двухъярусный_________________________________________________________
Желто – красный______________________________________________________
БГУ__________________________________________________________________
В русском языке обнаруживается большое количество фразеологизмов, восходящих к текстам античной мифологической литературы. Определите их значение.
Гомерический смех____________________________________________________
Ахиллесова пята ______________________________________________________
Дамоклов меч ________________________________________________________
Авгиевы конюшни ____________________________________________________
Прокрустово ложе ____________________________________________________
Прочитайте текст. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. В последнем предложении расставьте недостающие знаки препинания.
В нашем (не)большом доме живёт уд..вительный зверь. Это ч..рный кот с ярко-ж..лтыми глазами и серебря..ыми усами. Его шерсть ч..рная, как осе..яя ночь, только на груди светится белоснежное пятнышко. За важный и таинстве..ый вид мы назвали его иностра..ым имен..м Луи. Мы нашли его на деревя..ой террасе. Кот с..дел в соломе..ом кресле и грелся на солнце.
Каждый вечер кот исч..зает, но к утре..ему чаю всегда возвр..щается. Он ждёт нас на ни..ком крылечке и слушает звуки, которые пр..носит ветер.
Когда к нам пр..ходят гости, Луи встречает их и как будто здоровается Здравствуйте друзья прох..дите в комнату, вас ждёт лимо..ый п..рог!»
Отгадайте героя по описанию, назовите произведение и автора.
А) Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель (…) в новой шинели и с узелком в руке… _________________________________________________________
Б) Двенадцатилетняя (…) влетела, как разрывная бомба, в комнату, где её старшие сёстры одевались с помощью двух горничных к сегодняшнему вечеру. Взволнованная, запыхавшаяся, с разлетевшимися кудряшками на лбу, вся розовая от быстрого бега, она была в эту минуту похожа на хорошенького мальчишку... __________________________________________________________________________
В) Из нашего класса на полянку иногда набегал (…), суетливый, с моргающими глазёнками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку. Знает , не знает – всё равно тянет. Вызовут – молчит… _____________________________________________
Г) (…) воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости._________________________________________________________________
Д) Он был воспитан в ***университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался. К статской службе молодой человек чувствовал себя совершенно неспособным. Молодой (…) стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий случай. _______________________________________________________
Соотнесите названия произведений и их авторов.