четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2015/2016 учебный год (5 класс)

 1. Определите, сколько раз встречается указанный звук в следующих предложениях, и запишите цифрой в таблице рядом с указанным звуком.

1) Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной 

фабрики.

2) Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

3) Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.

Номер

предложения

Указанный звук

Количество звуков

1

[т]



2

[о]



3

[п]




2. Расставьте ударения в словах. 


Дефис, крапива, договор, цемент, каучук, звонит, арбуз, подошва, верба, щавель.


3. Вставьте пропущенные буквы в словах и запишите слова в таблице в зависимости от условия выбора буквы.

Зар..сли, несг..раемый, заб..рём, вск..чить, покл..нение, предл..гать, з..ря, прик..сание, р..стовщик, соч..тание.

Суффикс -а-


Ударение

Конечный согласный

корня

Исключения

















4. Восстановите фразеологизмы, используя названия животных, птиц, насекомых, и запишите их полностью рядом с нужным вариантом.

1) ... носа не подточит            – 

2) как ... в воде                        – 

3) писать как ... лапой            –

4) пускать ... в огород             –

5) когда ... на горе свистнет   –

6) вертеться как ... в колесе   –

5. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой и запишите их цифрами после слова ответ.

1) В сердце Минской области начинают свой путь многие белорусские реки: Неман, Лань, Птичь, Свислочь и немало других рек.

2) Ты: невежа, пропусти вперёд малышей!

3) Дверь тихонько отворилась, и царица очутилась в светлой горнице.

4) «Вот хорошее деревце, оно мне пригодится» - говорит садовник.


Ответ:


6. По лексическому значению определите, о каком литературном термине идёт речь, и запишите термин в таблице рядом с его значением.

Термины: гипербола, сказка, эпитет, рифма, ритм, кульминация


Чередование ударных и

безударных слогов


Преувеличение свойств изображаемого

предмета


Момент наибольшего напряжения сюжетного действия в художественном произведении


Эпическое произведение о фантастических 

событиях и приключениях


Одинаковое или похожее звучание последних слогов стихотворных строк


Художественное определение предметов, 

явлений


 

7. О ком из литературных героев идёт речь? Назовите автора и название произведения.

1) «Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны»._____

________________________________________________________________________________


2) «И, однако, живая! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира».______

________________________________________________________________________________


3) «…вообще очень солидный и внушавший мне уважение своими манерами взрослого человека…»_____________________________________________________________________

4) «Ростом он был на целую голову выше всех, а сила его далеко превосходила силу человека. Никто не был равен (ему) в военных упражнениях, а луком и копьём владел он так искусно, что никогда не промахивался»._____________________________________________


Ссылка на файл с ответами - ссылка