четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2015/2016 учебный год (8 класс)

 Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах.

Приобретение, медикаменты, обеспечение, ржаветь, созыв, симметрия,  перчить,  сегмент,  эксперт.

Задание 2. С  какими из слов, помещенных в скобках, сочетаются данные слова? Запишите возможные словосочетания. Как называются такие слова? 

ПЛАТА/ОПЛАТА   (за проезд, перевода, за квартиру,  счета, за ошибку).

ОДЕТЬ/ НАДЕТЬ  (перчатки,  куклу,   пальто,  ребенка,  пиджак,  невесту к венцу,  сыну  ботинки).

МАСЛЕНЫЙ/ МАСЛЯНЫЙ (блин,  глазки, краски, пятно).

ЯВНЫЙ/ЯВСТВЕННЫЙ   (признак, обман, запах,  враг, шум, всплеск, угроза, ложь, очертания, доказательство, следы).

БЛАГОДАРНЫЙ/БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ (письмо, взгляд, чувство, телеграмма, выражение лица, ответ)

Задание 3. Определите частеречную принадлежность и синтаксическую функцию выделенного слова в каждом предложении. 

1. Наконец наступило тепло

2. Помещение тепло

3. Они встретили нас тепло

4. Как сегодня тепло!

Задание 4. Подчеркните сказуемые в предложениях. Определите их тип. 

  1. В кафе «Мечта» волшебники будут готовить  кофе  по–турецки.

  2. Он до сих пор ходил в холостяках.

  3. Никто из нас не начинал петь.

  4. Гражданин был два метра ростом.

  5. Я иду просить его об этом.

Задание 5. 

Когда-то на Руси был обычай: хозяева, накормив уходящих гостей, снимали скатерть со стола и клали им под ноги. Люди уходили из дома по скатерти.  Потом её разрывали на кусочки и, махая, показывали, что след ушедшего, а значит, и память о нём, остались в доме. Обычай этот давно утрачен, но отголосок его сохранился в языке. Назовите фразеологизм, в котором отражена давняя традиция проводов гостей. Какое значение он имеет в современном мире?

Задание 6. В японской поэзии есть жанр хокку – нерифмованные трехстишия. Перед вами сюжет известного произведения русской классики, пересказанный на «японский лад». Укажите название и автора произведения.

  1. Только глупый человек

Может спутать столичного франта

С императорским чиновником.

  1. Не радуйся, отважный послушник,

В одиночку задушивший барса!

Смерть подстерегает на всех путях.

Задание 7. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке?

Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.


Ссылка на файл с ответами - ссылка