четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2012/2013 учебный год (8 класс)

 

  1. Слово персона означает лицо. Что же обозначают слова: персонал, персональный, персонаж?

 

  1. Расставьте ударения в следующих словах: августовский, включат, облегчить, кухонный, столяр, досуг, торты, обеспечение, партер, свободнее, начала, щавель, апостроф.


  1. Закончите начатые фразы подходящими словами из списка, ставя их в нужной форме: ст..пенд..я, д..ску..ия, пр..образ..ватель, р..ст..врац..я, а(л,лл) ..гория, инт..р..ер, к..нс..рв..тория, ..рудиц..я.


1) Иносказание, выражение чего-либо отвлеченного, какой - нибудь мысли, идеи в конкретном образе – это…

2) Оформление …, устройства и убранства внутреннего пространства помещения, - дело дизайнеров – профессионалов.

3) Выступление докладчика вызвало жаркую … в аудитории.

4) В концертном зале происходит выступление выпускников … .

5) Блеснуть своей … .

6) Петр Первый был великим  … своей эпохи .

7) Картина Сальвадора Дали была на … .

8) Студенты, успешно сдавшие сессию, получают … .


  1. Выберите словосочетания, сделайте их синтаксический разбор

Приехать из деревни; согласно расписанию; осенняя погода; шаг за шагом; самый долгий; будем дружить; слушать внимательно; пошёл дождь.

5. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.Л..са (н..)утомимо б..жала по ж..лезной д..роге то и дело шмыгая с одной ст..р..ны насыпи  на другую.

Но вдру.. она зам..рла (на)бегу пр..подняв п..реднюю лапу точно бы застигнутая чем(то)  (в)расплох. Ра(з,с)творяясь в свете мглистой луны она ст..яла между рельсами. Наст..раживающий её далёкий гул (не)и(з,с)чез. Пока он был слишком д..леко. Всё так(же) д..ржа хвост на отлёте л..са (не)решительно ступила (с)ноги (на)ногу соб..раясь убрат(?)ся с путей.Но вместо этого вдру.. зат..р..пилась пр(е,и)н..лась шнырять по откосам все ещ.. надеясь наткнут(?)ся на что(нибудь)такое, чем можно было(бы) пож..вит(?)ся.

Поез.. с..крушительно к..тил по рельсам высв..тляя и осл..пляя всю вп..р..ди л..жащую мес..ность на мгн..вение осв..тил степь бе(с,з)жал..с..но обн..жая её сушь. (По Ч.Айтматову)


6.Из какого произведения взяты отрывки? Кто автор ?

  1. «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». 

  2. «Чему смеетесь? – Над собой смеётесь!..Эх, вы! Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые!»

  3. «Безумству храбрых поём мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

  4. « Тихо будет плыть чудесный корабль; без криков, без выстрелов; на берегу соберется много народу, удивляясь и ахая; а ты будешь стоять там. Корабль подойдёт величественно к самому берегу  под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка…»

  5. «Добра не жду. Неведомое что-то,

Что спрятано пока ещё во тьме,

Но зародится с нынешнего бала,

Безвременно укоротит мне жизнь

Виной каких-то страшных обстоятельств.

Но тот, кто направляет мой корабль,

Уж поднял парус».




Cсылка на файл с ответами - ссылка