четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2013/2014 учебный год (9 класс)

 1. Найдите пары слов, в которых не все звуки одинаковые. Выпишите эти пары и объясните свой ответ.

Жёлт – лжёт, торг – грот, ноль – лён, кость – стёк, кость – стог, плуг – глуп, лещ – щель, счёт – тощ, боль - лоб.

       2. Назовите общеупотребительные иноязычные слова, которые имеют следующие буквальные значения: 

1) «король умер» (персидск.), 2) «чудесный ребенок» (немецк.), 3) «черный камень» (тюркск.), 4) «ушки из теста» (финск.), 5) «искусство украшать» (греч.).

3. Выполните морфемный анализ следующих слов: окаменелый, вскормлённый, раскраснелся, наступление, разгрузочный, переозвучить, отомкнул, надевать.

Выпишите те из них, которые имеют следующую структуру: приставка+корень+суффикс+суффикс+окончание.

          4. В каком ряду собраны только  страдательные причастия прошедшего времени, образованные с помощью суффикса –НН-? Выпишите слова этого ряда, вставив пропуски.

а) зате…ый, брош…ый, приобрет…ый, рекомендов…ый;

б) расстрел…ый, стекл…ый, убр…ый, задерж…ый;

в) забрызг…ый, угад…ый, напечат…ый, обрисов…ый.

5. Определите тип предложения. Соедините буквы с номерами ответов. 

А. Что-то зашелестело в кустах. 

1) односоставное  определенно-личное 

Б. Люблю тебя, булатный мой кинжал.

2) односоставное  неопределенно-личное 

В. Вам не видать таких сражений.

3) двусоставное  полное

  1. Г. И скука же, братец ты мой.

4) односоставное  безличное

Д. Со скрипом опустили трап.

5) односоставное назывное 

6. Определите особенности рифмы по расположению рифмующихся строк; назовите автора и название поэтического произведения:

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя…

          7. Назовите произведения (из школьной программы), герои которых видят сны. Укажите по возможности авторов этих произведений.

8. Угадайте, о каком литературном герое идёт речь. Назовите произведение, автора и жанр:

О, быть бы на её руке перчаткой, 

Перчаткой на руке!..

Ссылка на файл с ответами - ссылка