четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2013/2014 учебный год (10-11 классы)

 

  1. Сгруппируйте слова по количеству звуков в окончании:

заклинание, крикнете, крикните, дикие, семей, степей, четырьмя, умылся, племя, охотничий, читаешь, видишь, знает, встаньте, жгучий, работаю.

  1. Какие заимствованные слова современного русского языка в языках-донорах означали следующее:

А) в немецком большой мастер, б) в английском придание формы, в) в японском божественный ветер, г) в итальянском шпагат, шнурок, д) во французском изящная словесность, е) в латинском искусственно сделанный, з) в греческом твёрдый отпечаток, и) в греческом большой город?

  1. Выпишите слова, в образовании которых участвуют две морфемы. Укажите способ словообразования.

Юго-западный, колоситься, прихожая, предгорье, конькобежец, пчеловод, телемастер, хозчасть, первооткрывательница, расщедриться, звукорежиссёр, ветвиться, сорокаметровый, соплеменник, самолётик, междуречье, перезваниваться, соковыжималка, птицелов, англосаксонский. 

  1. В каких случаях перед вами формы одного слова, в каких – разные слова?

Сломан – сломанный, виться – вьющийся, здоровый – здоровее, большой – большущий, порозовевший – порозовел, слышащий – слышанный, узнающий – узнавший, ребёнок – дети, сладкий – сладчайший, развеивать – развеян, хороший – лучше, кум – кума.

  1. Определить синтаксическую функцию местоимений:

1. В комнате никого не было. 2. Сразу несколько солдатских сердец заволновались. 3. Старик Глухов знал, что разговор у старух состоялся, но какой не ведал. 4. Довожу до вашего сведения факт, который мы все проморгали.  5. А Светлана вернулась домой и с тех пор живет одна. 6. Яковлев пошёл к себе. 7. И каждый раз он одинаково думал о ней. 8. Некоторое время молчали.

  1. Какому произведению (назвать произведение и автора) принадлежат эти строки? Какому эпизоду они предшествуют?

И вот общественное мненье!

Пружина чести, наш кумир!

И вот на чем вертится мир!

  1. О каком городе и в каком произведении (назвать произведение и автора) сказано: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека»?

  2. Соотнесите авторов и названия произведений:

1) «Родина»

А) М.Лермонтов

2) «Умом Россию не понять»

Б) Ф.Тютчев

3) «Гой ты, Русь моя, родная»

В) А.Блок

4) «Родная земля»

Г) А.Ахматова

5) «Прощай, немытая Россия…»

Д) С.Есенин

6) «На поле Куликовом»


7) «Русь уходящая»



Ссылка на файл с ответами - ссылка