четверг, 11 марта 2021 г.

Заключительный этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2012/2013 учебный год (11 класс)

 1. Выберите пары слов, где различия в ударениях отражают разницу в лексических значениях. Объясните лексическое значение слов, входящих в эти пары. В остальных случаях укажите правильный вариант ударения.


Бла́говест – благове́ст, бро́ня – броня́, ве́черя – вече́ря, и́рис – ири́с, ква́ртал – кварта́л, ке́дровый – кедро́вый, ле́дник – ледни́к, логопе́дия – логопеди́я,  основно́й – осно́вный, па́ртер – парте́р.


2. Мы ежедневно пользуемся массой различных и уже ставших привычными в обиходе предметов, однако часто даже не догадываемся о том, как и откуда появились их названия.

Ниже говорится об истории происхождения названий предметов, без которых не обходится студент или школьник. Назовите эти предметы.


1) Название восходит к греческому языку, где оно буквально означало четвёртую часть листа.

2) Второе слово также появилось в Древней Греции М. Л. Гаспаров в книге «Занимательная Греция» пишет о нем: «Наверное, это — самое неожиданное в нашем списке «старых знакомых» греческого происхождения. Было греческое слово “спарганон”, означало детские пеленки, а заодно всякую грязную и рваную ткань. В средние века оно перешло в латинский язык, а в XVII в. — из латинского в польский. Отсюда через украинские бурсы это слово благополучно достигло наших школ». 

3) Название этого предмета имеет немецкое происхождение, причем назначение предмета с момента появления слова не поменялось, а вот сфера применения ранее была связана с военным делом. Сегодня более вероятно увидеть с этим предметом школьника младших классов.

4) Название следующего предмета восходит к римскому слову со значением «перо», хотя теперь этот предмет не используют непосредственно письма, а для того чтобы письменные принадлежности всегда были в должном порядке.

5) В переводе с тюркского это слово буквально означает «чёрный камень», что вполне объяснимо, если учесть историю данного предмета и его назначение.

6) Это слово в схожем виде присутствует во многих славянских языках. Его этимология точно не доказана. Согласно одной из версий, которая в «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера характеризуется как менее вероятная, название может восходить к ассирийскому слову со значением «печать». Этимологический словарь под ред. Н. М. Шанского считает наиболее аргументированной точку зрения, согласно которой первоисточником общеславянского слова является китайское “кюань” –  “свиток”.


3. «Фразеологический словарь русского литературного языка» 
А. И. Федорова содержит ряд статей с устойчивыми словосочетаниями, где главным словом является это существительное. Например, в сочетании с прилагательным «задний» оно означает «худшее, последнее по достоинству место в каком-либо виде деятельности». Определите, о каком существительном идет речь, и объясните значение следующих устойчивых выражений:

1. Гостиный …             – 

2. Красный …               –

3. Кружечный …          –

4. Постоялый …           –

5. Почтовый …             –

6. Проходной …           –

7. Хамовный …            –

8. Царский …               –


4. В современном русском языке появляется все больше сложносокращенных слов (аббревиатур). Ученые разделили аббревиатуры на следующие типы в зависимости от особенностей их образования: 1) звуковые аббревиатуры (образованные из сочетаний начальных звуков слов); 2) буквенные (образованные из названий начальных букв слов); 3) слоговые (образованные из сочетания начальных частей слов); 4) выщербленные (они образуются из начала  первого слова с началом и концом второго или только с концом второго); 5) смешанные (они совмещают разные типы сокращений). 

К каким группам следует отнести данные аббревиатуры?


БелЖД,  Газпром, ГАИ, ЕС, завуч, МВД, МИД, военкомат, НАТО, НИИ, СМИ, физра, завхоз, ЦСКА.


5. Одно из приведенных существительных в ходе истории изменило свой род, но сохранились некоторые следы того, что оно относилось к другому роду (правда, обнаруживаются они не в области морфологии данного слова). Найдите это слово и обоснуйте свой выбор.

Дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать.

6. Определите, переходными или непереходными являются глаголы. Аргументируйте свой ответ.

Артист, видимо, был превосходный. На сцене я его не видел, но его умение показывать, его розыгрыши, его чтение, а он знал массу и стихов, и прозы, и пьес, его юмор, живая мысль, которая всегда сверкала в его оценках и суждениях, – всему этому я свидетель, зритель, слушатель (С. Юрский).


7. Охарактеризуйте предложения а) по характеру грамматической  основы, б) по полноте строения. Разберите по членам предложения.


(1) Что опыт? (2) Вздор! (3) Нет опыта любви.

(4) Любовь и есть отсутствие былого (Б. Ахмадулина).


8. Определите значение, морфологические признаки и синтаксическую роль слова есть в приведенных примерах. 


1) Нечего есть.

2) Есть не хочется.

3) Есть билет на балет. 

4) – Выполняйте! – Есть! 

5) – У вас есть словарь? – Есть!

6) Что есть истина?


ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

9.  Во многих литературных произведениях описываются исторические события. Заполните пробелы в таблице, указав недостающую информацию – историческое событие, название или имя автора.

Историческое событие,

период

Произведение

Автор



«Русские женщины»


первая русская революция

(1905–1907)



А. Блок



«Тихий Дон»



сталинские репрессии



А. Твардовский

10. Один из сборников авторов данного периода включает произведения 95 поэтов. Другая поэтическая антология называется «Сто поэтесс (наименование эпохи)». 

1) О каком историко-культурном периоде идет речь? Раскройте смысл данного образного названия поэтической эпохи. 

2) Укажите имена двух самых известных поэтесс этого периода.

3) Назовите десять имен крупных поэтов данного периода. 

11. Ниже приведена ария из оперы С. Прокофьева, созданной по мотивам всемирно известного литературного произведения. 


Светлое, весеннее небо... Разве это не обман?

Разве есть солнце, весна и счастье? 

Сегодня я проезжал лесом. Там все зазеленело,

и береза, и ольха покрылись молодой листвой. 

Ярко меж травы зеленой пестрели первые весенние цветы.

А на краю большой дороги растет

огромный дуб, заросший старыми болячками,

с корявыми руками и пальцами.

Сердитым и презрительным уродом стоял он

меж кудрявыми березами

и говорил как будто «Весна, и любовь,

И счастье – все это глупый, бессмысленный обман. 

Нет ни весны, ни солнца, ни счастья».


Назовите заглавие романа и оперы. Какому герою принадлежит ария? Какая сцена из литературного первоисточника послужила основой для арии? Как вы думаете, почему именно эта сцена  романа вдохновила композитора на создание прекрасной арии?


12. Познакомьтесь с пародией Г. Карейши на известного русского поэта:

ВО

!

<имя поэта в тексте опущено>

тебе

не

икается

?

У

тебя

два

слова

на

строчку,

а

у

нас

уже

полагается

строчка

даже

на точку

.


1) Восстановите пропущенное имя поэта. 

2) Какой прием, используемый этим поэтом, пародируется Г.Карейшей? Какого эффекта добивался поэт, активно используя в своих произведениях данный прием?

Ссылка на файл - ссылка