четверг, 11 марта 2021 г.

Заключительный этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2012/2013 учебный год (10 класс)

 1. Подчеркните правильные варианты фонетической транскрипции. 

Папайя [папайа] – [папаййа], масштаб [масштап] – [маштап], помощник [памошн’ик] – [памош’н’ик], мягче [м’ахч’э] – [м’акч’э], мужчина [мужч’ина] – [муш’ина], опека [ап’эка] – [ап’ока], купейный [куп’эйный] – [купэйный], яхтсмен [йахтсм’эн] – [йахцм’эн].

2. В лингвистической литературе при характеристике различных групп слов встречаются своеобразные названия. Какие лингвистические понятия скрываются за ними?

слова-тезки – 

слова-пенсионеры – 

слова-младенцы – 

слова-иностранцы –

слова-экспрессы – 

слова-друзья – 

слова-враги – 

слова-родственники –

слова-побратимы – 

слова-метеоры – 

3. В каждой группе фразеологических оборотов пропущено одно и то же слово. Восстановите его. Определите значение фразеологизмов. 

1) … дождь, … мешок, … телец, … фонд; 

2) … верх, … марку, … слово, … шаг. 

4. По данным «Словообразовательного словаря русского языка» А. Н. Тихонова (М., 2003), непосредственно от каждого из приведенных ниже существительных только одно прилагательное образуется суффиксальным способом. Приведите эти прилагательные. 

таджик –

известь –

колосс – 

грош – 

яд – 

сосуд – 

индейка – 

сено – 

клочок – 

засуха – 

5. В «Словаре морфем русского языка» А. И. Кузнецовой и Т. Ф. Ефремовой (М., 1986) в словарной статье объединяются расчлененные на морфемы однокоренные слова, например: 

√ -

√ - ик -

√ - ич - н - ый. 

Корень заменен в статье знаком √. Значимые части (морфемы) отделены друг от друга знаком дефиса (-). Подставляя на место знака √ корень, получаем слова: зонт, зонтик, зонтичный

Опираясь на строение однокоренных слов, восстановите корни. 

1)     √ -  

   √ - аж -

   √ - и - ть 

   √ - к - а 

   √ - ск - ий 

   √ - ств - о 

 на - √ - и - ть 

2)      √ - о 

√ - ист - ый 

√ - ист - ость -  

√ - к - о 

√ - н - ой 

√ - н - ик -  

√ - ц - о



3)      √ - а 

√ - ей -  

√ - к - а 

√ - н - ый 

√ - н - ость -  

 без - √ - н - ый 

 без - √ - н - ость -

4)  √ - а 

√ - арь -  

√ - ар - ск - ий 

√ - ар - ш - а 

√ - к - а 

√ - н - ый 


5)          √ -  

√ - к-а 

√ - н-ой 

√ - ц-а 

над - √ - н - ый 

пред - √ - и - е




6)      √ -  

√ - ив - ый 

√ - ив - е - ть 

√ - ив - к - а 

√ - ив - ость -  

   за - √ - ив - е - ть 



6. Определите, какими частями речи являются слова на -о, употребленные в стихотворении Ю. Тувима. 


Мало видеть слово. Надо точно 

Знать, какая есть у слова почва, 

Как росло оно и как крепчало, 

Как его звучало зазвучало, 

Чем должно набухнуть и налиться, 

Прежде чем в названье превратиться, 

В званье, в имя или в кличку просто…

Прелесть слова – в летописи роста. 


7. Отгадайте синтаксические загадки, в основу которых положены устойчивые глагольно-именные словосочетания. 


1) Ее можно давать и отдавать, ею можно жертвовать или рисковать, на нее можно покушаться или посягать, в нее можно воплощать или внедрять; 

2) его можно обращать на себя, без него можно оставлять, им можно окружать и овладевать, его можно требовать и удостаивать, его можно акцентировать и заострять; 

3) его можно держать или выдерживать, его можно сдавать или принимать, к нему можно допускать или не допускать, его можно проводить, на нем можно провалиться; 

4) с него можно сбиваться и сворачивать, его можно прокладывать и преграждать, его можно выбирать и сокращать, на него можно вставать и по нему идти; 

5) от нее можно освобождать или отстранять, на нее можно назначать или поступать, ее можно получать или занимать, в ней можно восстанавливать или состоять; 

6) его можно выражать и навязывать, к нему можно присоединяться и приходить, с ним можно считаться, им можно пренебрегать, его можно придерживаться, его можно оспаривать. 

8. Ученики получили задание подобрать сложные предложения, в которых обе части являются двусоставными. Какие из приведенных ниже примеров соответствуют условию задания? Обведите соответствующие номера предложений.

1. Каков разум, таковы и речи. 

2. Сколько голов, столько умов. 

3. Красна птица пеньем, а человек – ученьем. 

4. Где правда, там и счастье. 

5. Как постлал, так и выспался. 

6. Не все, что есть, в люди несть. 

7. Что было, то прошло. 

8. Поет, что соловушка, да пуста головушка.

9. То, что вырвалось из тридцати зубов, услышат тридцать тысяч. 

10. Не все мели, что помнишь. 


ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


9. Во многих литературных произведениях описываются исторические события, находят отражение исторические факты. Заполните пробелы в таблице, указав недостающую информацию – историческое событие, название  произведения или имя автора.

 

 

 

Историческое событие, период

Произведение

Автор

Царствование Ивана IV (Грозного)




М. Лермонтов


«Капитанская дочка»


А. Пушкин


«Внимая ужасам войны…»



Война 1812 года


В. Жуковский 


10. Назовите участников эпизода и произведение.

Появление его на бале произвело необыкновенное действие. <…> 

Губернатор, который в то время стоял возле дам и держал в одной руке конфектный билет, а в другой болонку, увидя его, бросил на пол и билет и болонку, – только завизжала собачонка; словом, распространил он радость и веселье необыкновенное. Не было лица, на котором бы не выразилось удовольствие или по крайней мере отражение всеобщего удовольствия. 


Чем вызвана подобная реакция на появление героя? Какая неприятность, разрушившая дальнейшие планы героя, произошла на балу?


11. Карикатура художника Л. Вакселя изображает расправу над этой книгой. Писатель стоит в костюме охотника, скрестив руки на груди, с кандалами на ногах. В руках у цензора – отобранные у автора ружье и рукописи. Жандарм изымает из охотничьей сумки листки рукописей. В костре горит первое издание книги. Назовите автора и произведение, о котором идет речь. Какие события из жизни писателя нашли отражение в карикатуре? Как вы думаете, почему в своем произведении автор обратился к теме охоты?


12. Назовите произведения (4 и более) русской литературы ХIХ века, в заглавия которых вынесена проблема произведения.


Ссылка на файл - ссылка