четверг, 11 марта 2021 г.

Заключительный этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2012/2013 учебный год (9 класс)

 1. Сыграйте в фонетическое «Поле чудес», отгадав слово, согласные звуки которого зашифрованы в фонетическом разборе.


1) … – [..] – согласный, твердый непарный, глухой непарный;

2) е   – [э] – гласный, ударный;

3) … – [..] – согласный, твердый парный, глухой парный;

4) … – [..] – согласный, мягкий парный, глухой парный;

5) и  –  [и] – гласный, безударный;

6) … – [..] – согласный, мягкий непарный; звонкий непарный.


2. Узнайте слова-паронимы по их лексическому значению.

1)                                    – ‘возможность увидеть, рассмотреть кого-то или что-то, предоставленная кому-либо’;

                                       – ‘свидетельство, по которому можно судить о чем-либо, рассказ очевидца’.


2)                             – ‘подкрепить доказательствами, привести убедительные доводы в пользу чего-либо’;

                                       – ‘положить начало чему-либо, создать, образовать’.


3)                                    – ‘живущий, существующий столетия, очень долго’;

                                       – ‘бесконечный во времени, не имеющий ни начала, ни конца; неизменный’.

4)                                    – ‘жизненный уклад, повседневная жизнь’;

                                       – ‘объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания; материя, природа’.


5)                                    – ‘действенность, результативность’;

                                       – ‘способность производить впечатление своим видом или действием, броскость’.


3. Определите, о каких фразеологизмах идет речь, узнав историю их происхождения. Укажите значение этих фразеологизмов.


1) Оборот восходит к обычаю в русских селах поливать дерущихся быков, чтобы разнять их.

2) Выражение из Библии. По легенде, в Сионе Богом был положен камень, о который спотыкались неверующие, не соблюдающие законов и установленной веры.

3) Первоначально так говорили о строптивой лошади, которая могла укусить, когда ей в рот вкладывали удила.

4) В основе данного выражения шутливая аналогия с языком колокола, от качества которого зависит звук.

5) Выражение возникло в первой четверти XIX века и восходит к имени врача – немца Лодера, жившего в Москве, который рекомендовал своим больным быструю ходьбу. В глазах простого народа это выглядело бездельем, бесполезным времяпровождением.


4. Разберите по составу однокоренные слова и формы слова.


I. Однокоренные слова

II. Формы слова

1) новенький


1) обновить


2) новаторство


2) обновивший


3) вновь

3) обновив


4) обновочка

4) обновил


5) возобновление

5) обновите (повелит. наклонение)


6) новорожденный


6) обновлен



5. В притче знаменитого китайского мыслителя Конфуция есть слова, образованные по следующим моделям:


1) существительное ← причастие (переход из одной части речи в другую);

2) числительное ← числительное (суффиксальный способ);

3) существительное ← существительное (суффиксальный способ);

4) глагол ← глагол (суффиксальный способ);

5) существительное ← глагол (нулевая суффиксация);

6) глагол ← глагол (приставочный способ).


Наставник сказал: «Когда мне было десять лет, в моих помыслах было одно учение. В тридцать лет я завершил строительство основ своей сущности. Когда мне исполнилось сорок лет, я расстался с заблуждениями. В пятьдесят лет я умел слышать голос Неба, а в шестьдесят – постиг, как верно распоряжаться услышанным. В семьдесят лет мне позволительно следовать желаниям своего сердца».


Найдите эти слова.


6. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.


1) Раз, два, три, четыре, пять. Я иду тебя искать.

2) Сколько раз я говорила Жене, что меня не привлекает эта скучная тема.

3) И вот раз осеннею порой мы отправились за грибами в Налибокскую пущу.

4) Пойдем в театр без Сергея Борисовича, раз он не хочет.

5) Этот прозорливый человек без часов умудрялся очень точно угадывать время.

6) Высказывание Валентины Леонидовны всегда очень лаконично, точно, экспрессивно и свежо.

7) А Иван Сергеевич точно воды в рот набрал.

8) И тут Маша так испугалась, точно никогда до этого не видела оленей.


7. Подчеркните как члены предложения выделенные в поэтическом фрагменте Н. Гумилева слова.

А на носилках из парчи

Царевна смотрит и молчит.

То дочка Мохаммед-Али,

Купца из Йеменской земли,

Которого нельзя не знать,

Так важен он, богат и стар,

Наряды едет покупать

Из Дире-Дауа в Харрар.

В арабских сказках принца нет,

Калифа, чтобы ей сказать:

«Моя жемчужина, мой свет,

Позвольте мне вам жизнь отдать


8. Проанализируйте схемы сложноподчиненных предложений. Определите виды придаточных частей. Подберите по одному примеру на каждую схему.


1) (Когда ни …),[          ]. 

2) [… глаг.], ( как ).

3) [ … сущ, (где …), …]. 

4) [настолько + прилаг.], (чтобы ).

5) [          ], ( будто …). 


ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


9. По распространённому предположению, род этого писателя восходит к легендарному шотландскому барду. Хотя веских доказательств этой гипотезы не найдено до настоящего времени, писатель не сомневался в своем особенном происхождении. О своих предполагаемых корнях он писал так:


Меж мной и холмами отчизны моей

Расстилаются волны морей.

Последний потомок отважных бойцов

Увядает средь чуждых снегов;

Я здесь был рожден, но нездешний душой...


1) О семейных преданиях какого известного писателя идет речь? Назовите имя прославленного предка.

2) Где именно находятся «холмы отчизны» героя задания? Назовите место, где родился поэт. Где прошли его детские и отроческие годы?

3) Из какого произведения поэта взяты приведенные в задании строки?

4) В эпоху раннего средневековья барды – это странствующие певцы, менестрели. Придя в Россию благодаря романтикам, слово стало обозначать поэта вообще. В русской культуре слово «бард» пережило еще одну трансформацию. Кого с 1960–х годов стали называть бардами? 

5) Назовите имена известных бардов ХХ века (два и более)


10.  Монолог какого героя (произведение, автор) приведен ниже? Какие особенности характера героя раскрываются в данном фрагменте текста?

Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И всё случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь, братец!» И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат «Надежды» и «Московский телеграф»... все это я написал.


11. Судьба «Слова о полку Игореве» загадочна и драматична. Как было найдено и как утеряно великое произведение? Благодаря каким обстоятельствам текст шедевра дошел до читателей?


12. Во многих литературных произведениях А.С. Пушкин изображает различные эпохи, описывает важные исторические события. Заполните пробелы в таблице, указав недостающую информацию – историческое событие или название.

 

 

 

Исторические события,

периоды

Произведения

(название, жанр)

Эпоха Петра I




Ода «Воспоминание о Царском Селе»


Смутное время




Ссылка на файл - ссылка