четверг, 11 марта 2021 г.

III этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2012/2013 учебный год (11 класс)

 

  1. Распределите слова на группы в зависимости от того, какой гласный ([о] или [э]) обозначает выделенная буква. Какая особенность русской графики и орфографии способствует путанице в прочтении подобных слов?

Афера, безнадежный, гололедица, гренадер, дебелый, иноплеменный, ксендз, опека, оседлый, осетр, осужденный, переведенный, побасенка, приведенный, скабрезность, шерстка.

  1. У А.С. Пушкина в «Сказке о царе Салтане» есть такие строчки:

Пристают к заставе гости;

Царь Салтан зовёт их в гости.

Каково значение выделенных слов?

  1. Установите, из этимологии или истории каких фразеологизмов приведены сведения. Дайте толкование этим фразеологизмов.

  1. Выражение восходит к словам Аристотеля, который утверждал, что небесный свод состоит из семи сфер, высшей из которых является седьмая.

  2. Основу этого фразеологизма дала строка из «Илиады» Гомера: «Дрогнули все, и у каждого в ноги отважность ушла».

  3. Фразеологи считают, что это выражение связано с людьми, народами, которые по религиозным соображениям не едят свиного мяса.

  4. Авторство этого выражения приписывается кузнецам, работа которых была связана с нагреванием металла.

  5. Отравление семенами растения из семейства пасленовых способно сделать человека безумным. Последнее обстоятельство и легло в основу фразеологизма.

  6. Это выражение восходит к высказываниям древнегреческих философов, которые уподобляли одного из спорящих глупцов доящим козла, а другого — подставляющим решето.

  7. Когда-то в Европе именно такому испытанию подвергал людей, чтобы выяснить их виновность или невиновность.

  8. Вытачивание этих деталей занимало много времени, поэтому работники развлекались болтовней.

  1. Выполните разбор по составу всех самостоятельных частей речи и словообразовательный разбор всех производных слов.

Дожидаясь моего ответа, она подошла к старинному зеркалу с паутинными трещинками и стала всматриваться в свое лицо (А. Алексин).

5. Заполните графы таблицы, вписав, где это возможно, пропущенные формы единственного или множественного числа.

1.


бега

2.


кеды

3.


консервы

4.


макароны

5.


сандалии

6.

соболь (животное)


7.

соболь (мех)


8.


туфли

9.


чернила

10.


шахматы


  1. Прочитайте отрывок из стихотворения Николая Новикова. О какой группе глаголов так образно пишет поэт? Изложите грамматическую суть стихотворения в научном стиле.

Загадочны ... глаголы,

Что суток ход, явления погоды 

И ваше состояние подчас обозначают.

Например, «светает»:

Есть действие, а где — субъект — не знает 

Ни молвивший, да и никто из нас.

Стемнело — что? Стемнело — все?

Но так ли?

Ведь, словно задник в некоем спектакле,

Туманный запад слабо освещен.

Дождит, — наверное, небо... Но ветрит — что?

Вот рядом просквозит, как электричка.

Оно? Она? А может быть, и он?


  1. Однажды знатокам клуба «Что? Где? Когда?» был задан вопрос о том, как А.С. Пушкин характеризует свою любимую героиню, плохо знавшую русский язык, но не перестававшую от этого быть истинно русской. Чтобы дать верный ответ, нужно было правильно расставить недостающие знаки препинания в отрывке из IV строфы V главы романа «Евгений Онегин». Помогая знатокам, учтите, что в тексте есть вставная конструкция. Разберите по членам предложения.

Татьяна русская душою Сама не зная почему 

С ее холодною красою Любила русскую зиму 

На солнце иней в день морозный 

И сани и зарею поздной Сиянье розовых снегов 

И мглу крещенских вечеров.


8. Какие филологические термины соответствуют определениям?

  1. ... — стилистическая фигура, основанная на противопоставлении понятий.

  2. ... — процесс перехода других частей речи в прилагательные.

  3. ... — раздел языкознания, изучающий собственные именования людей.

  4. ... — надстрочный знак в виде запятой.

  5. ... — движение произносительных органов во время речи.

  6. ... — устойчивое изречение, содержащее обобщенную и законченную мысль о каком-либо явлении действительности и выраженное в лаконичной форме.

  7. ... — формальный строй языка, система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, всех видов и способов словопроизводства.

  8. ... — раздел языкознания, изучающий территориальные

разновидности языка.

  1. ... — перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок.

  2. ... — филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство.

Задания по русской литературе

  1. Особая значимость начала и конца текста осознавалась самими писателями. Так, А. Фет писал: «Стихотворение, подобно птице, пленяет или задушевным пением, или блестящим хвостом. Вся его сила должна сосредотачиваться в последнем куплете, чтобы чувствовалось, что далее нельзя присовокупить ни звука». Узнайте программные произведения по их «блестящим хвостам»:

  1. Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

  1. И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..

В чем «сила» приведенных в задании «последних куплетов»? Какие художественные средства авторы используют для эффектной концовки?

  1. Заполните пробелы.

Это одна из самых известных фамилий в истории России. Её представители вот уже третье столетие составляют славу русской литературы. Первого из них звали ________. Он прославился как автор проникновенной лирики и исторического романа о временах Иоанна Грозного. А еще он известен как активный участник нашумевшей литературной мистификации, когда несколько авторов под коллективным псевдонимом публиковали сатирические стихи и афоризмы.

Тиражи книг второго из них — — исчисляются сотнями миллионов экземпляров. Два его самых известных произведения —

и — признаны величайшими романами всех времен и

народов.

Третий, которого звали , погрузился в прошлое, отделенное от

него тремя столетиями, и написал исторический роман .

И в наше время представители этой славной фамилии продолжают трудиться на литературной ниве. Большой популярностью пользуются рассказы и повести .

  1. Это слово происходит из греческого языка и переводится как «картинка» или «песенка». В античной литературе так называли произведения, поэтизирующие мирную и простую сельскую жизнь. Этот античный жанр получил второе рождение в западноевропейской культуре XVIII века. В русской литературе он развивался в рамках сентиментализма и раннего романтизма. О каком понятии идет речь?

Ниже приведен отрывок из произведения, в котором автор по-своему переосмысливает традицию.

... впрочем, они были совершенно довольны друг другом. Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый приносил другому или кусочек яблочка, или конфетку, или орешек и говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Само собою разумеется, что ротик раскрывался при этом случае очень грациозно. Ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку. И весьма часто, сидя на диване, вдруг, совершенно неизвестно из каких причин, один, оставивши свою трубку, а другая работу, если только она держалась на ту пору в руках, они напечатлевали друг другу такой томный и длинный поцелуй, что в продолжение его можно бы легко выкурить маленькую соломенную сигарку. Словом, они были, то что говорится, счастливы.

Назовите героев, произведение и автора. Как автор перерабатывает традицию? С какой целью он это делает?

  1. В русской литературе сложилась богатая традиция переводов и переложений этого знаменитого текста. Валерий Брюсов начинает свой перевод так:

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.

Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!

Распад певучих слов в грядущем невозможен, — 

Я есмь и вечно должен быть.

Укажите автора, заглавие и жанр оригинального текста, положившего начало особенной литературной темы. Перечислите знаменитых предшественников Брюсова, прославившихся своими переводами и переложениями оригинального текста (два и более). Как авторы чаще всего озаглавливают свои переводы и переложения?

Ссылка на файл с ответами - ссылка