пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (11 класс)

 1. Определите характер произноошения выделенных букв в словах и распределите их в столбцах таблицы. 

[о]

[э]






1) шерстка; 2) афера; 3) безнадежный; 4) бытие; 5) восприемник; 6) гренадер; 7) жезл; 8) иноплеменный; 9) местоименный; 10) многоженец; 11) никчемный; 12) облекший; 13) одновременный; 14) опека; 15) дебелый. 

2. Приведённые ниже языки распределите в столбцах таблицы. 

Живые

Мёртвые

Искусственные

Несуществующие









Австрийский, американский, бельгийский, древнегреческий, идиш, идо, интерлингва, канадский, латинский, оксиденталь, прусский, санскрит, словацкий, старославянский, болгарский, хинди, чешский, швейцарский, эсперанто. 

3. Определите, есть ли нулевые морфемы в словах, и распределите их номера в столбцах таблицы. 

В слове нет нулевых морфем

Нулевой суффикс

Нулевое окончание

Нулевой суффикс и нулевое окончание







1) восход; 2) шум; 3) зажёг; 4) кособокий; 5) пятый; 6) вдаль; 7) вверху; 8) медвежий; 9) светлокожий; 10) погоня; 11) когда-то; 12) сотый; 13) санаторий; 14) лягте; 15) самокат. 

4. К приведённым ниже зарубежным пословицам и крылатым выражениям подберите русские эквиваленты. 

1) Тихие воды глубоки.  – 

2) Многие слова ранят сильнее, чем мечи. – 

3) В каждом стаде есть чёрная овца. – 

4) Безмозглой голове и зоркие глаза ни к чему. – 

5) Коль на кухне много рук, кушанье подгорит.  – 

5. Раскройте скобки. 

(Древне)русский язык; (производственно)техническое обучение; (ультра)правая партия; (исключительно)яркий свет; (смугло)веснушчатая кожа; (бело)снежная скатерть; (глубоко)запавшие глаза; (занимательно)преподающий математику; (учебно)тренировочные занятия; (снежно)белое покрывало; (душевно)чистые люди; (внешне)торговое положение; (мало)вероятный случай; (спинно)мозговая грыжа; (неуловимо)быстрый взгляд. 

6. Заполните таблицу такими именами существительными, которые омонимичны другим указанным частям речи (по 1 слову). Можно использовать формы косвенных падежей. 



Глагол 


Наречие


Предлог 


Краткое причастие


Местоимение 


Краткое имя прилагательное 


Имя числительное 



7. Найдите словосочетания и определите в них вид подчинительной связи. То, что не является словосочетанием, вычеркните. 

1) отправившийся в отпуск; 2) весьма разнообразный; 3) пусть расскажут; 4) пришёл посмотреть; 5) у твоих ног; 6) возле дома; 7) в двадцати шагах; 8) приказ наступать; 9) стоять у метро; 10) их книги; 11) пятый в семье;  12) два брата; 13) самый интересный; 14) длительный, но успешный; 15) душистый кофе. 

8. Составьте предложение, соответствующее следующей характеристике: повествовательное, невосклицательное, сложное с разными видами связи (бессоюзной  и подчинительной); подчинение – с двумя однородными придаточными. 

9. Распределите персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в соответствии с их социальным положением:

а) «эмансипе»                                                    1) Евгений Базаров

б) русский аристократ                                      2) Евдоксия Кукшина

в) полковой лекарь                                           3) Павел Петрович Кирсанов

г) студент-барич                                                   4) Василий Иванович Базаров

д) студент-демократ                                          5) Аркадий Кирсанов


10. Каким героям принадлежат следующие высказывания? Укажите авторов и название произведений. 

1) «...Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

2)  «...Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете...»

3) «Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык, повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем и дом держится, мой батюшка!»

4) «Улица моя тесна, воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».

5) «А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой».

6) «Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша?.. Лгут люди, я совсем не хороша ‹…›. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете?»


Ссылка на файл с ответами - ссылка