пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (10 класс)

 

  1. Определите количество звуков в окончаниях слов и распределите их номера в столбцах таблицы. 

0 звуков

1 звук

2 звука

3 звука





  1. статей; 2) оправдание; 3) напишите; 4) поют; 5) лисий; 6) сочные; 7) родителей; 8) тремя; 9) себя; 10) моего; 11) вяжите; 12) пламени; 13) отправьте; 14) идёшь; 15) чей-то. 

  1. Запишите слова по названиям букв. 

  1. Он, буки, иже, твердо, есть, люди, ерь - _____________________________;

  2. Како, рцы, ерь, слово, твердо, ер - ________________________________;

  3. Покой, рцы, иже, ша, ерь, люди, ерь, цы, ерь - ______________________;

  4. Живете, юс малый, твердо, веди, аз - ___________________________. 

3. Укажите, какое из приведённых в скобках слов является производящим для данного производного. 

1) Заострять (острый, острить, заострить); 2) коротковато (короткий, коротко, коротковатый); 3) оправдательный (правда, оправдать, оправдывать); 4) устарелый (устареть, старый, стареть); 5) переписка (писать, переписать, переписчик); 6) дополна (полный, дополнить, дополнение); 7) углубляться (углубиться, глубокий, углубить). 

4. К приведённым ниже русским словам подберите иноязычные синонимы. 

Воспоминания – 

восстановление – 

положительный – 

расположение – 

спор – 

чувства – 

5. Вставьте пропущенные буквы. Номера слов распределите в столбцах таблицы исходя из принципа написания безударных гласных в корне. 

Корни с проверяемыми гласными

Корни с непроверяемыми гласными

Корни с чередующимися гласными






1) б..йкот; 2) р..вномерный; 3) скр..вить; 4) об..татели; 5) обм..кнуть; 6) оз..рение; 7) с..рняки; 8) усм..рять; 9) вообр..жение; 10) г..рдина; 11) кр..пление; 12) проск..кать; 13) р..ликвия; 14) к..сательная; 15) к..литка; 16) пл..вник; 17) попр..кать; 18) ол..цетворение; 19) ман..кен; 20) н..тариус. 


6. Определите, к какой части речи принадлежат выделенные слова. Укажите их синтаксическую функцию. 

1) Его заявление вполне ответственно. 2) В комнате было совсем темно и казалось холоднее, чем на улице. 3) Он вдруг подумал, как она красива и как хорошо одета. 4) Человек не знает в окружающей природе такого существа, которое было бы сложнее его самого. 5) На душе у нас было по-прежнему радостно. 6) В четыре часа Татьяна Петровна тихо открыла дверь и позвала Потапова. 7) У нас ночью очень светло от звёзд. 8) Небо сегодня ясно. 9) По широкой реке бедный чёлн стремился одиноко. 10) За домами на огородах решительнее, чем всегда, шумят ручьи. 

7. Придумайте и запишите по 3 словосочетания с главным словом:

1) именем прилагательным;

2) наречием;

3) местоимением. 

8. Расставьте знаки препинания. Определите количество частей в составе сложного предложения и укажите его тип. 

Она побежала в игрушечную лавку накупила игрушек и продумала план действий она придёт рано утром будет иметь в руках деньги которые даст швейцару с тем чтобы он её пустил и не поднимая вуали скажет что она от крёстного отца приехала поздравить Серёжу и что ей поручено поставить игрушки у кроватки сына. 

9. Характеристика каких поэтических жанров представлена ниже? Приведите примеры произведений каждого жанра.

А. ….. - лирический жанр, содержащий в стихотворной форме какую-либо жалобу, выражение печали или эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни.

Б. … - один из древнейших поэтических жанров, представляющий собой стихотворное письмо, в котором поэт, обращаясь к конкретному адресату, высказывает свои суждения.

В. … - жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвящённое какому-либо событию, герою.

 Г. …. - традиционная поэтическая форма, относится к числу так называемых строгих, или твёрдых, форм. Обычно состоит из 14 строк, образующих 2 четверостишия-катрена и 2 трёхстишия-терцета или 3 катрена и двустишие.

Д. … - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление.

10. В приведенных отрывках говорится о домашних учителях литературных героев. Назовите имена учеников. Укажите автора и произведение. 

1)  … в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности… Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, - и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал.

2) По-французски и всем наукам обучал его немец… Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно – лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правда сказать, и мы им довольны… он ребенка не неволит.

3) Наш ментор, помните колпак его, халат,

Перст указательный, все признаки ученья

Как наши робкие тревожили умы,

Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!


Ссылка на файл с ответами - ссылка