1. Расставьте ударения в глагольных формах.
Включишь – включит – включим; воспринять – воспринял – восприняла – воспринята – восприняты; нанять – нанял – наняла – наняли – нанявший – нанятый – нанята; облегчить – облегчишь – облегчит; длинен – длинна – длинно – длинны.
2. Подберите к русским словам соответствующие старославянские эквиваленты.
Порох - ________________; короткий - __________________; лодка - __________________; ровный - _____________________; горячий - ____________________; горожанин - ______________________; головной - ____________________, сторож - __________________;
ягнёнок - ________________; уродливый - ________________ .
3. Определите, какое звено пропущено в словообразовательных цепочках. Исправьте ошибки.
два – двойственный – двойственность.
условие – обусловить – обусловливаться.
учить – наука – научный – научность.
узкий – узить – сузить – суживание.
чёркать – перечёркивать – перечёркиваться.
4. Составьте словосочетания с приведёнными ниже словами-паронимами.
Будний – будничный, запасный – запасливый, задерживать – сдерживать, романтический – романтичный, освоить – усвоить.
5. Вставьте пропущенные буквы и распределите номера слов в столбцах таблицы.
1) ампл..туда; 2) бр..вада; 3) в..ндализм; 4) вент..лятор; 5) в..ртуоз; 6) в..львет; 7) г..норар; 8) декл..мация; 9) дел..катес; 10) деп..ртамент; 11) д..версия; 12) д..фирамб; 13) доск..нально; 14) ж..лет; 15) имп..нировать; 16) инг..ляция; 17) инц..дент; 18) кан..нада; 19) кат..клизм; 20) компл..мент.
6. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными, определив их род.
Больш.. противень; каменн.. домище; молод.. подмастерье; чёрн.. бородища; снежн.. залежь; волжск.. стрежень; серебрист.. кефаль; красив.. ридикюль; страшн.. сель; вкусн.. студень.
7. Поставьте имена существительные в нужном падеже, выбрав правильное управление.
Преимущество (враг) – превосходство (соперник); поражаться (красота природы) – удивляться (неувядающая молодость); оскорбиться (брошенная фраза) – обидеться (оскорбительные слова); удивляться (необычное решение) – удивлён (странный поступок) ; характерный (он) – свойственный (он).
8. Каким членом предложения является инфинитив?
1) Друга поддерживать – победу одерживать.
2) Мы поехали на дачу отдохнуть.
3) Мне позвонили и попросили приехать поскорее.
4) Меня радовало его желание всё знать.
5) Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день.
6) Ребята ехали служить в незнакомые места.
7) Никто не мог оказать на нас никакого влияния.
8) Я имел полное право не отвечать на надоедливые телефонные звонки.
9) Папа приучал меня пересказывать прочитанное.
10) Выдать чужой секрет – предательство.
9. Определите стихотворные размеры. Объясните значение этих терминов.
А) Ребенком я, не зная страху,
Хоть вечер был и шла метель,
Блуждал в лесу и встретил пряху,
И полюбил ее кудель…
Б) Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопатка и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет жалобно рука.
10. Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его жанр.
А) «Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам...»
Б) «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса, пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».
В) «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».
Ссылка на файл с ответами - ссылка