пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (9 класс)

 1. Расставьте ударения в глагольных формах. 

Включишь – включит – включим; воспринять – воспринял – восприняла – воспринята – восприняты; нанять – нанял – наняла – наняли – нанявший – нанятый – нанята; облегчить – облегчишь – облегчит; длинен – длинна – длинно – длинны.

 

2. Подберите к русским словам соответствующие старославянские эквиваленты. 

Порох - ________________; короткий - __________________; лодка - __________________; ровный - _____________________; горячий - ____________________; горожанин - ______________________; головной - ____________________, сторож - __________________; 

ягнёнок - ________________; уродливый - ________________ . 

3. Определите, какое звено пропущено в словообразовательных цепочках. Исправьте ошибки.

  1. два – двойственный – двойственность. 

  2. условие – обусловить – обусловливаться. 

  3. учить – наука – научный – научность. 

  4. узкий – узить – сузить – суживание. 

  5. чёркать – перечёркивать – перечёркиваться. 

4. Составьте словосочетания с приведёнными ниже словами-паронимами. 

Будний – будничный, запасный – запасливый, задерживать – сдерживать, романтический – романтичный, освоить – усвоить. 

5. Вставьте пропущенные буквы и распределите номера слов в столбцах таблицы. 

а

о

е

и







1) ампл..туда; 2) бр..вада; 3) в..ндализм; 4) вент..лятор; 5) в..ртуоз; 6) в..львет; 7) г..норар; 8) декл..мация; 9) дел..катес; 10) деп..ртамент; 11) д..версия; 12) д..фирамб; 13) доск..нально; 14) ж..лет; 15) имп..нировать; 16) инг..ляция; 17) инц..дент; 18) кан..нада; 19) кат..клизм; 20) компл..мент. 

6. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными, определив их род. 

Больш.. противень; каменн.. домище; молод.. подмастерье; чёрн.. бородища; снежн.. залежь; волжск.. стрежень; серебрист.. кефаль; красив.. ридикюль; страшн.. сель; вкусн.. студень. 

7. Поставьте имена существительные в нужном падеже, выбрав правильное управление. 

Преимущество (враг) – превосходство (соперник); поражаться (красота природы) – удивляться (неувядающая молодость); оскорбиться (брошенная фраза) – обидеться (оскорбительные слова); удивляться (необычное решение) – удивлён (странный поступок) ; характерный (он) – свойственный (он). 

8. Каким членом предложения является инфинитив?

1) Друга поддерживать – победу одерживать.   

2) Мы поехали на дачу отдохнуть.  

3) Мне позвонили и попросили приехать поскорее.  

4) Меня радовало его желание всё знать.

5) Пообещав вернуться через пару часов, он пропал на целый день. 

6) Ребята ехали служить в незнакомые места. 

7) Никто не мог оказать на нас никакого влияния.

8) Я имел полное право не отвечать на надоедливые телефонные звонки. 

9) Папа приучал меня пересказывать прочитанное. 

10) Выдать чужой секрет – предательство. 

9. Определите стихотворные размеры. Объясните значение этих терминов. 

А) Ребенком я, не зная страху, 

Хоть вечер был и шла метель, 

Блуждал в лесу и встретил пряху, 

И полюбил ее кудель… 


Б) Здравствуй, тяжкая работа, 

Плуг, лопатка и кирка! 

Освежают капли пота, 

Ноет жалобно рука.

10. Перед вами послания и отрывки из посланий литературных героев. Кто кому пишет? Укажите произведение и его жанр.  

А) «Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин. За сим остаюсь покорным ко услугам...»

Б) «Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем Петре Андреевиче и что посторонние принуждены уведомлять меня о его проказах. Так ли исполняешь ты свою должность и господскую волю? Я тебя, старого пса, пошлю свиней пасти за утайку правды и потворство к молодому человеку. С получением сего приказываю тебе немедленно отписать ко мне, каково теперь его здоровье, о котором пишут мне, что поправилось; да в какое именно место он ранен и хорошо ли его залечили».

В) «На дороге обчистил меня кругом пехотный капитан, так что трактирщик хотел уже было посадить в тюрьму; как вдруг, по моей петербургской физиономии и по костюму, весь город принял меня за генерал-губернатора. И я теперь живу у городничего, жуирую, волочусь напропалую за его женой и дочкой; не решился только, с которой начать, - думаю, прежде с матушки, потому что, кажется, готова сейчас на все услуги».


Ссылка на файл с ответами - ссылка