четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (5 класс)

 1. Произведите разбор слов по составу.

Намажут, пододеяльником, синенькому, листва, бездумный, подснежник, бесконечный, выходит, старина, гигантский.

2. Вставьте пропущенные буквы. Спишите слова, распределив их в три столбца по орфограммам. Дайте название этим столбцам. 

Сл..дить, зага..ка, ут..щил, извес…ный, затр..щали, ре..ька, зап..вает (лекарство), овра…ки, лес..ница, зап..саться, бесе..ка, прелес…ный, зв…нок, чу…ство, бомбё..ка.












3. Замените выражения одним глаголом.

  1. Клевать носом —...

  2. зарубить на носу — ... 

  3. чесать языком — ... 

  4. дать стрекача — ... 

  5. ломать голову —...

4. Замените слова синонимами (словами, близкими по значению), состоящими из четырех букв.

Приятель-_________________                      

противник-_______________                       

бояка -_______________

солдат-__________________                       

красный -_________________

шагать -__________________ .

5. Расставьте слова в каждом ряду в порядке усиления значения.

  1. Средний, большой, громадный, гигантский, маленький.

______________________________________________________________

  1. Смеяться, хихикать, хохотать, улыбаться, заливаться.

__________________________________________________________________

  1. Шагать, бежать, плестись, мчаться, нестись.

______________________________________________________________


6. Выпишите из предложения все словосочетания. Обозначьте крестиком главное слово в них. 

Он спит на сухой листве  и чётко прислушивается к пению птиц.

7. В предложениях расставьте знаки препинания и подчеркните одной чертой однородные члены.

  1. Осенник выходит на опушку садится  прислоняется к дубу и тихо-тихо что-то поёт.

  2. В няньки я тебе взяла ветер солнце и орла. 

  3. Над крутыми берегами над полями и лугами радуга вставала. 

  4. Цветы и травы покрывают зелёный холм. 

8. Перед вами три вида текста. Прочитайте их. Определите, какому типу речи они соответствуют.

1. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая. Глаза горят зелёным огнём. Лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

______________________________________________________________

2.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

_______________________________________________________________

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

_______________________________________________________________

9. «Знаете ли вы?»

  1. Как называется сказочный невидимый головной убор?

_______________________________________________________________

  1. Как звали героя, который с помощью своей бороды творил чудеса? _____________________________________________________________

  2. Где встретились Поп и  Балда?

_______________________________________________________________

  1. Сколько лет просидел на печи  Илья Муромец?

_______________________________________________________________

  1. Кем  был папа Карло ?

_______________________________________________________________

  1. В каком городе жил Незнайка?

_______________________________________________________________

10. Угадай «зверосказку». В названии данных сказок упоминаются животные, птицы и насекомые. 

1. Героиня этой сказки, воспользовавшись случайной денежной находкой, не только сделала выгодную покупку к своему Дню рождения, но и удачно вышла замуж за отважного фонарщика. Что это за сказка?

_______________________________________________________________

2. Герои этой сказки – летающие похитители детей. Воспользовавшись человеческой беспечностью, летающие злодеи украли маленького мальчика и отдали его Бабе-Яге. Сестре несчастного ребенка пришлось пройти суровые испытания, чтобы не только спасти брата, но и вновь не попасть в лапы похитителей. Что это за сказка?

_______________________________________________________________

3. Герои этой сказки – юные братья-строители, двое из которых из-за легкомысленности к порученному делу едва не попали в зубы своего закадычного серого врага. И только строительное мастерство одного из братьев не позволило развязаться кровавой драме. Что это за сказка?

_______________________________________________________________

4. Герой этой сказки – кровожадный злодей, который своими усищами до смерти напугал всех зверей, и еще неизвестно, чем бы закончилась эта страшная история, если бы глупый малыш случайно не съел усатого злодея. Что это за сказка?

________________________________________________________________

5. Героиня этой сказки обладает редкой способностью дарить своим хозяевам золотые вещички. Однако вместо радости эти подарки приносят одни слезы. Что это за сказка?

______________________________________________________________

6. Герои этой сказки – лесное семейство, в дом которых случайно попала непослушная девочка. Вторжение незваной гостьи не только лишило хозяев вкусного обеда, но и нанесло убыток в виде сломанной мебели. Что это за сказка?

_______________________________________________________________



Ссылка на файл с ответами - ссылка