четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (7 класс)

 1. Определите количество букв и звуков в словах.

Неуютно, неприязнь, пожелание, взволнованный, отъехать, январь.

Ответ:

2. Расставьте ударение в словах.

Дефис, звонишь, договор, торты, процент, каталог, прибыл, положил, черпать, средства, досуха, втридорога.

3. Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?

Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

4. Объясните значение фразеологизмов.

Держать в ежовых рукавицах
брать себя в руки
с гулькин нос
поднять на смех
рукой подать
вставлять палки в колёса
бить баклуши

5. Найдите и исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.
Цены на фрукты постоянно растут вверх.
Входя в кабинет географии, в глаза бросается огромная карта России.
Я человек горячий, увлекающий всем.

6.Назовите ряд, в котором НЕ пишется раздельно в обоих словосочетаниях.

а) говорил (не)правду; далеко (не)ровная местность;

б) (не)чего говорить; очень (не)здоровый вид;

в) (не)с чем сравнивать; (не)большая, а маленькая квартира;

г) очень (не)приятный; вовсе (не)интересный;

д) (не)вразумительный ответ; (не)лепый поступок.

7.Запишите слова в три колонки: 1) слова с материально выраженным окончанием, 2) с нулевым окончанием, 3) без окончания. Обозначьте основы и окончания.

Листья, беличий, НИИ, пальто, взялся, вчера, трудиться, трудится, высоко, зодчий, вёз, пой, жизнь, глубок, голубиный. 

8. Расставьте цитаты в том порядке, в котором они представлены в произведении. Укажите название произведения и назовите автора. 

А) «Прилег вздремнуть я у лафета, 

И слышно было до рассвета, 

Как ликовал француз…»


Б) «Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали, 

Ворчали старики…»


В) «И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята, не Москва ль за нами?..»


Г) «Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..»


Д) «Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до утра стоять…»


Е) «Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…»

9. В приведенных цитатах вставьте пропущенное слово, выбрав его из нескольких предложенных. Назовите автора и название произведения.

Цитата

Варианты ответа

Автор и название произведения

А) «Барыня … его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке»

  1. пригласила

  2. привезла

  3. взяла

  4. позвала


Б) «Звучал булат, картечь …,

Рука бойцов колоть устала»

  1. гремела 

  2. визжала

  3. грохотала  

  4. свистала 


В) «Из темного леса навстречу ему

Идет … кудесник,

Покорный Перуну старик одному,

Заветов грядущего вестник»

  1. вдохновенный

  2. непреклонный

  3. величайший 

  4. очень мудрый


10. Найдите в каждой группе персонажей «четвертого лишнего» – героя, который не входит в число действующих лиц одного литературного произведения. Соотнесите с каждым персонажем характеризующую его деталь. Укажите название произведения и автора. 

А) Вакула, Оксана, Остап, Солоха (зеркало, метла, сабля, кисть для рисования).

Б) Шабашкин, Бопре, Архип-кузнец, Егоровна (русская настойка, чернильница, письмо хозяину, спасенная кошка). 

Герой (деталь)

Автор, название произведения

«Лишний» персонаж (деталь)

А)

1.

2.

3.



Б) 

1.

2.

3.




Ссылка на файл с ответами - ссылка