четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (8 класс)

 1. Расставьте ударения в словах. 

Балуясь, понявший, мельком, досуха, удобнее, нанесена, километр, по двое, начатый, до смерти.

2. Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

1) апатия                                          а) человеколюбие

2) филантропия                               б) ядовитый

3) актуальный                                  в) пошлый

4) диспут                                          г) бесстрастие

5) вульгарный                                 д) злободневный

6) токсикологический                     е) спор. 

3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах: булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница, копеечная.

Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:

А) [ч’н ];

Б) [шн];

В) возможны два варианта произношения [ч’н - шн].

 4.Вставьте пропущенные буквы. 

Деревя..ый дом, бракова..ый товар, кваше..ая капуста, нежда..ая радость, копчё..ые продукты, гружё..ый песком,  ноше..ый-переноше..ый, масля..ые краски, клюкве..ый морс, нетопле..ая печь, серебря..ый шар, агитацио..ый пункт, ю..ый спортсмен, безветре..ая ночь, свежемороже…ая рыба, некраше..ый пол, подержа..ые книги, тка..ая скатерть, туше..ые грибы, травы не покоше..ы.

5. Продолжите фразеологизмы, вставив названия животных.

1. Голоден как … 2. Хитер как … 3. Труслив как … 4. Здоров как … 5. Изворотлив как … 6. Надут как … 7. Нем как … 8. Грязен как … 9. Упрям как … 10. Болтлив как …

6. Найдите ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Разглядев получше нашу компанию, ей стало спокойнее. 2. Потеряв собранные деньги, ей пришлось оправдываться перед всем коллективом. 3. Узнав эту прекрасную новость, радости его не было предела. 4. С грустью вспоминая о возможном, но ушедшем счастье, на ее лице появилась печать тоски и давней обиды. 5. Рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось, что все уже позади.

7. Ученику предложили записать ряд слов, имеющих в составе приставку вс-. Он записал следующие:

 Всегда, вселить, всасывать, всадник, вскармливать, вскипать, вскользь, вскоре, всласть, вспышка, вспять, встарь, вступить, всуе, всходы, всюду, всячина. 

Укажите только те слова, которые ученик записал правильно. 

   8. Назовите автора данных отрывков, название произведений и имена героинь, которым принадлежат следующие портреты:

1. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых пер-чатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках… Я видел только ее высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза…

2. Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.

3. Смуглая, набелена была по уши, насурьмлена …, фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были, как парик Людовика XIV; рукава l’imbecile торчали, как фижмы…; талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты ее матери… сияли на ее пальцах, шее и ушах.

9. Какие литературные жанры соответствуют данным определениям?

А. Лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Наиболее распространенная тема – созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни.

Б. История жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя, этап жизни героя представлен в ряде эпизодов; достаточное количество событий и действующих лиц; часто отмечается хронологическое развитие сюжета и соответствующая композиция.

В. Стихотворение восторженного характера (торжественное) в честь какого-либо лица или события.

Г. Разновидность драматического произведения, в основе – осмеяние общественного и человеческого несовершенства, противоречие (несоответствие) реального и воображаемого, истинного и мнимого, прекрасного и безобразного.

Д. Крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором соединены эпическое и лирическое начала; повествование об исторических событиях и событиях жизни героя раскрывается через восприятие и оценку повествователя.

10. Перед вами термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.

а) дактиль, сравнение, пословица;

б) рассказ, ямб, басня;

в) роман, анапест, гипербола;

г) хорей, метафора, поэма;

д) эпитет, олицетворение, антитеза.


Ссылка на файл с ответами - ссылка