четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (5 класс)

 Задание 1. 

Сколько раз встречаются звуки [з’] и [в] в предложении Кузьма отправился на косьбу с друзьями в село Заозёрное? Запишите слова, в которых они есть. 

Задание 2. 

Определите, к каким морфемам относятся двойные согласные.

Подделка, обожжёт, каменный, отталкивать, поссорились, лимонный.

Задание 3. 

Вставьте пропущенные буквы. Распределите слова с пропущенными буквами по колонкам в таблице.

В доме на окраине сидел ш..тландец в парч..вых ш..ртах с ш..лковой косынкой на шее, ел алыч..вое варенье с груш..вым компотом, закусывая всё это сгущ..нкой, и ш..потом напевал песенку о прож..рливом галч..нке со смешной ч..лкой, которого ш..фёр отвёз в его родную трущ..бу.

Орфограмма в корне

Орфограмма в суффиксе

или окончании






Задание 4.

Укажите грамматические основы предложений.

1) Село украшает сад.

2) Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца.

3) Сказки Пушкина читают все.

4) Баркас выбросило на берег волной.

5) Направление указывает компас.

6) С тех пор прошло немало времени.

7) Мы приняли участие в творческом конкурсе.

Задание 5.

Перепишите предложения, исправив ошибки в употреблении слов (речевые ошибки).

  1. К счастью, Карлсон вернулся назад. _____________________________________________________

  2. Дедушка разговаривал, жестикулируя руками. _____________________________________________________

  3. Отец всегда вовремя оплачивает за проезд. _____________________________________________________

  4. Цены на фрукты постоянно растут вверх. _____________________________________________________

  5. Еда была сытой и вкусной. _____________________________________________________

Задание 6.

Восстановите пословицы.

1) Мир освещается солнцем, а ____________________________________

2) Хвастать не косить, ___________________________________________

3) К большому терпенью ________________________________________

4) Старая дружба в огне не горит и ________________________________

5) Грамоте учиться _____________________________________________

Задание 7.

Найдите предложение с пунктуационными ошибками и запишите только их в исправленном виде. 

1) Всегда сын, поступай по совести.

2) Врачи и сегодня советуют в качестве лекарства: мёд, малину, ромашку, кору дуба.

3) Всё кругом выглядело радостным: зелёная трава на улице, листва на деревьях, солнце над головой . 

4) Упрямство в споре – вернейший признак глупости .

5) Пёс негромко зарычал и нам пришлось замедлиться и остановиться.

6) Он внимательно взглянул на меня и вдруг легко соскочил с седла на землю.

7) «А ты трус!» закричала гордая и бесстрашная девочка.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. 

Укажите название произведения, отрывок которого представлен, и его жанр.

1) В большом городе, где столько домов и людей, что не всем удаётся отгородить себе хоть уголок для садика, и где поэтому очень многим приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, но их садик был побольше цветочного горшка. 

______________________________________________________________

2) Мать моя умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моём существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. 

_____________________________________________________________

3) В одной из отдалённых улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окружённая многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединённо доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. 

______________________________________________________________

4) Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону. Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы.

______________________________________________________________

Задание 9. 

Ответьте на юмористические вопросы. 

  1. Кто из сказочных персонажей нарушил санитарно-гигиенические правила и как он за это поплатился? ______________________________________________________________

  2. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу оригинальным способом и какие слова он при этом должен был произносить? _______________________________________________________________

  3. Назовите английскую сказку и имя одного из братьев, которые построили дом, придерживаясь передовых методов. _______________________________________________________________

Задание 10. 

Назовите средства художественной выразительности. Приведите по 1 примеру из изученных произведений.

1) Изображение одного предмета, явления с помощью сопоставления с другим. ____________________________________________________________________________________________________________________________

2) Переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другим или их противопоставлении. ____________________________________________________________________________________________________________________________

3) Образное, художественное определение, выраженное преимущественно прилагательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________


Ссылка на файл с ответами - ссылка