четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (6 класс)

 Задание 1. 

Подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв. Под каждым из этих слов укажите количество звуков.

Поёт, уголь, подъехать, курьер, отбить, обойти, стоять, юноша, зреют.

Задание 2. 

Решите уравнения. Какой пример не имеет решения?

  1. печка → печник = бочка → ?________________________________

  2. песок → песочный = известь→ ?_____________________________

  3. холодный → холодноватый = железный → ?___________________

  4. вязать → вязальный = гладить → ?___________________________

  5. баян → баянист = балалайка → ?_____________________________

Задание 3. 

Установите способ образования слов. Запишите ниже, соединив буквы и цифры. 

А. Синь (моря). 

Б. Прочитать.

В. (Ванильное) мороженое.

Г. Зазеленеть (на дереве).

Д. (Любознательный) юннат.

Е. Заоблачная (даль).

Ж. Зачем-либо (спросить).

З Свежевыжатый (сок).

И. Долгоиграющая (пластинка)

1. Приставочный.

2. Суффиксальный.

3. Приставочно-суффиксальный.

4.Постфиксальный.

5. Сложение.

6. Слияние.

7.Сложение сокращённых основ.

8. Переход одной части речи в другую.

_________________________________________________________________

______________________________________________________________

Задание 4.

Исправьте ошибки.

1) Красивое Осло, 2) голос Владимира Марук, 3) большой ВДНХ, 4) в минской области, 5) Северный Ледовитый Океан, 6) Котёнок «Умка», 7) спектакль маленький принц, 8) журналист Лиза Петрова написал, 9) подписаны важные договора, 10) профессоры принимали экзамены, 11) жидкое чернила, 12) на местносте, 13) волосы в шампуни, 14) играть роль в развитие сюжета, 15) апельсинчек, 16) палисадничик, 17) каменьщик, 18) рассказщик, 19) нетерпение нужно, а умение, 20) дело может окончиться не удачей.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. 

Решите орфографические задачи. Укажите разряды имён прилагательных.

1) балко..ая  дверь __________________________________________________

2) безветре..ый  день ________________________________________________

3) медвеж..я берлога ________________________________________________

4) вн..мательный ученик _____________________________________________

5) шустрые  белки __________________________________________________

6) з..лотые руки ____________________________________________________

7) бараба..ая дробь __________________________________________________

8) каме..ое сердце ___________________________________________________

Задание 6. 

Укажите антонимы к словам. 

Заболевать ______________________, недостаток____________________,

дружить ________________________, шум__________________________,

строить ________________________, обильный_____________________________. 

Задание 7. 

Сравните китайские и русские пословицы. Установите между ними соответствия. 

1. Торопливым людям не хватает мудрости.

2. Лекарь лекаря не порочит. 

3. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья. 

4. Слабого обижает, а сильного боится.

5. Написанное на бумаге и боги не сотрут.

6. Зонт готов, когда погода ясная. 

7. Двумя руками трудно схватить двух угрей.

8. Где нет деревьев, и полынь считается деревом. 

А. На безрыбье и рак рыба.

Б. Поспешишь – людей насмешишь.

В. Ворон ворону глаз не выклюет.

Г. Молодец против отца, а против молодца сам овца.

Д. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Е. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Ж. Что написано пером, не вырубишь топором.

З. Готовь сани летом, а телегу зимой.


Задание 8.

Перед вами «лоскутный» рассказ из строк произведений нескольких известных писателей. Попробуйте отгадать авторов отдельных строк (если он есть) и названия произведений.

Из того ли из города из Мурома, из того села да Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец. Быстрыми шагами прошёл длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины... с церковью в отдалении, увидал совершенно другие, незнакомые места. Кругом тишина… На площади ни души … Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих. Но дом Рудневых – большой ветхий дом доекатерининской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и массивными белыми колоннами у парадного, – круглый год с утра до поздней ночи кишел народом. Слуги суетились, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. Наконец дворецкий провозгласил: «Кушанье поставлено», – и Кирила Петрович первый пошёл садиться за стол. Но стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голодней, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову, а теперь мешков с углем не подыму. Скоро буду от ветра валиться.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9. 

Назовите русских поэтов и писателей, изображенных на фотографиях. Укажите рядом название одного произведения, принадлежащего их перу и входящего в школьную программу. 

Кто из них является юбиляром 2019 года? 

Картинки по запросу некрасов1 Картинки по запросу тургенев2 Картинки по запросу крылов3 Картинки по запросу чехов4 Картинки по запросу лермонтов5 Картинки по запросу распутин валентин

1.________________________________________________________________

2.________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

5._________________________________________________________________

6._________________________________________________________________

Юбиляры:_____________________________________________________

Задание 10. 

Среди данных слов выберите пять и найдите им место в стихотворных строчках (учтите, что можно изменить форму слов): страх, мысль, любовь, слава, мечта, предчувствие, ужас, обида, грех, боль, стыд, тоска, счастье, зависть, радость, грусть, совесть, цель. Назовите авторов произведений. 

1. Но я с тобой за их разведаюсь _____________________.

2. Тоска, ________________, заботы теснят твою всечасно грудь.

3. Увы! Он _____________не ищет и не от __________________ бежит!

4. И я первый раз её назвал рекою рабства и ____________________.

5. Умчись без _____________________ на коне.


Ссылка на файл с ответами - ссылка