четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (7 класс)

 Задание 1. 

Поставьте ударение в словах.

Верба, каталог, крапива, апостроф, осока, кремень, балованный, звонит, столяр, танцовщица.

Задание 2. 

Разберите по составу выделенные слова. Укажите, какой частью речи они являются. Вставьте пропущенные буквы. 

Одеваться красиво – платье красиво, светит (по)весеннему(по)весеннему небу, немедленно выйд..те за дверь – скоро выйд..те из зала, встретить утром – любоваться утром, дети хронически (не)доедают – школьники (не)доедают порции.

Задание 3. 

Придумайте по 2 слова с указанными ниже морфемами. Укажите, какая это часть речи. 

Морфема

Слово

Часть речи

  1. - ащ -

  2. - ем 

  3. - им -

  4. - чь

  5. - т -

  6. - я (суффикс)

  7. - вши -

  8. - им



Задание 4. 

Подчеркните только те причастия, которые образованы от указанных глаголов. Обозначьте в них формообразовательные суффиксы. 

  1. Убеждать – убеждающий, убедившийся, убеждённый, убедивший, убеждавший. 

  2. Возвратить – возвращённый, возвращавший, возвращающий, возвращаемый. 

  3. Выдаваться – выдавшийся, выданный, выдаваемый, выдававшийся, выдающийся.

  4. Разрушить – разрушаемый, разрушавшийся, разрушенный, разрушающий.

Задание 5. 

Решите орфографические (обведите верный вариант кружком) и пунктуационные задачи.

Зва(н,нн)ый обед

Стол был похож на (разно)цветную клумбу. Сначала была пода(н,нн)а (иссиня)ч(ё,о)рная икра украше(н,нн)ая сливочным маслом. Салаты из реза(н,нн)ых овощей помидоры прослое(н,нн)ые луком омары сваре(н,нн)ые в подсоле(н,нн)ом ра(с,сс)творе были выставле(н,нн)ы в центре стола. Появилась селёдка ра(с,сс)пласта(н,нн)ая на дли(н,нн)ом серебря(н,нн)ом лотке. Чуть позже поднесли прожаре(н,нн)ого до (темно)коричневой корочки цыплёнка и заливного поросёнка разреза(н,нн)ого на порции. Затем ш(ё,о)л кури(н,нн)ый бульон со слоё(н,нн)ыми пирожками.



Задание 6. 

Подчеркните слова в скобках, которые лексически сочетаются с данными словами. На месте пропуска запишите пароним, который употребляется с оставшимися словами. 

  1. Отчётный (ведомость, период, почерк, доклад, изображение, выстрел). ____________________________________________________________

  2. Цветастый (-ая, -ое) (клумба, ткань, выражение, луг, фраза, платок). 

____________________________________________________________

  1. Удачный (-ая, -ое)  (поход, человек, покупка, иллюстрация, артист, исход, добытчик, охотник). 

____________________________________________________________

  1. Патриотический (-ая, -ое) (чувство, смысл, ответ, подъём, пафос). _____________________________________________________________

  2. Поглотить (лучи, кусок, тепло, таблетку, запах, оскорбление, пищу, влагу). 

____________________________________________________________

Задание 7. 

Распределите фразеологизмы по группам, указав объединяющее их значение.

Высунув язык, лодыря корчить, втирать очки, сломя голову, заправлять арапа, сидеть сложа руки, во все лопатки, бить баклуши, водить за нос, собак гонять, во весь дух, со всех ног.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. 

Перед вами герои комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Соотнесите имя чиновника с  его характеристикой. 

ПЕРСОНАЖ

ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖА

1.Антон Антонович Сквозник-Дмухановский 

А. «Поведения самого предосудительного», «взятки берёт борзыми щенками», «занимается больше охотой». 

2. Аммос Фёдорович 

Ляпкин-Тяпкин 



Б. Создаёт только видимость того, что в городе везде наведен порядок, считает, что «чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоначальника». Мечтает о том, «чтоб всё поскорее сошло с рук». 

3. Лука Лукич Хлопов 

В. «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются». 

4. Артемий Филиппович 

Земляника 


Г. «Хуже, чем якобинец, и такие внушает юношеству неблагонамеренные правила, что даже выразить трудно». 

5. Иван Кузьмич Шпекин 


Д. У него «все больные как мухи выздоравливают». Считает, что «чем ближе к натуре (природе), тем лучше». 

____________________________________________________________

Задание 9. 

Соотнесите авторов, их литературные произведения и жанровую принадлежность.

Автор

Произведение

Жанр

  1. И. С. Тургенев

  2. А.Т.Твардовский  

  3. М. Ю. Лермонтов

  4. М. Е. Салтыков-Щедрин

  5. И. А. Крылов

  6. Р.Брэдбери

  7. А.Ф. Мерзляков

  8. А. С. Грин

  9. Л.Н.Толстой

А. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Б. «Волк и Ягнёнок»

В. «Бежин луг» 

Г. «Каникулы»

Д. «Василий Тёркин» 

Е. «Среди долины ровныя...»

Ж. «Перчатка»

З. «Алые паруса»

И. «После бала»

  1. Рассказ 

  2. Феерия

  3. Баллада

  4. Сказка 

  5. Басня

  6. Комедия 

  7. Поэма 

  8. Песня

  9. Комедия 

  10. Фантастический рассказ

  11. Повесть 

  12. Очерк

  13. Новелла 

Задание 10. 

Подчеркните одной чертой  и запишите название средств художественной выразительности, которые автор использовал в произведениях. 

  1. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! ____________________________

  2. Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.______________________

  1. Он был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник. __________________________________

  1. В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть. ______________________________


Ссылка на файл с ответами - ссылка