четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2018/2019 учебный год (8 класс)

 Задание 1.

Разделите утверждения на верные и неверные. Выпишите номера утверждений в соответствующий ряд. 

Верные утверждения: _______________________________________________

Неверные утверждения: _____________________________________________

  1. В слове артиллерия количество букв и звуков не совпадает.

  2. В слове реет рядом находятся два гласных звука.

  3. Слова живу и вижу состоят из одинаковых звуков.

  4. В слове семей нулевое окончание.

  5. В слове отгадал наблюдается озвончение.

  6. В слове никчемный под ударением произносится звук [о].

  7. Слово изнемождённый написано правильно.

Задание 2. 

Решите орфографические задачи в словарном диктанте «Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных и причастий». Произведите морфемный разбор данных слов.


1) Яркоокраше..ый; 2) рисова..ый; 3) чита..ый; 4) свежемороже..ый; 5) сви..ой; 6) оле..ий; 7) домотка..ый; 8) искре..ий; 9) баше..ый; 10) ветре..ый.

Задание 3. 

Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

  1. Прекрасный дар моллюсков человечеству – это __________________. 

  2. Самый важный, существенный вопрос называют _________________. 

  3. Того, кто из любви к людям занимается благотворительностью, мы назовём ________________________. 

  4. Тому, кого мы очень хотим похвалить, мы поём _________________. 

  5. Тоскливый, подавленный человек, скорее всего, впал в __________________. 

Слова для справок: д..ф..рамбы,  с..б..рит,  к..рдинальный,  р..аб..л..тация,  к..мпр..ми(с, сс), пр..ор..тет,  пл..г..ат,  м..л..нхолия,  п..рл..мутр,  ф..л..нтроп.

Задание 4. 

Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

1) Раз (_______________) в крещенский вечерок девушки гадали. 2) Мне нравилась её брошь в виде (________________) бабочки. 3) Что может быть лучше (________________) моря? 4) Я не спрашиваю, сделал ли (________________) ты упражнения. 5) Сидеть дома в тепле куда  лучше (_______________), чем мёрзнуть на улице. 6) Лишь единицы (________________) смогли добраться до берега. 7) Что (_________________) день грядущий мне готовит?

Задание 5. 

Внимание! «Чужой» среди «своих». Найдите его в каждом ряду, определив вид подчинительной связи в словосочетаниях. Ответ объясните. 

1) Обеих подруг; радуясь жизни; повесть о любви; ожидающий встречи. 

2) Качество продукта; завизжать от восторга; в заключении специалиста; по-дружески приветливый.

3) На седьмом этаже; о чем-то непонятном; тридцать три богатыря; новые жалюзи.

4) Побежал подпрыгивая; его сестра; кофе по-турецки; вымокнуть от дождя.

1) __________________________________________________________;

2) ____________________________________________________________;

3) ____________________________________________________________;

4) ____________________________________________________________. 

Задание 6. 

Выпишите предложения с обособленными членами предложения. Расставьте в них знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения. Объясните причину обособления.

  1. Затянутый в водоворот воспоминаний о той встрече он долго не мог из него выбраться.

  2. Из-за правобережного хребта грузно поднимались взбудораженные ветром тучи.

  3. Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и черных скал вершины.

  4. Со всех сторон расстилалась безграничная пустынная степь искрящаяся серебристым ковылем в косых лучах утреннего солнца.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. 

Восстановите и запишите устойчивое выражение, пословицу или поговорку по вопросу, характеристике.

  1. Чем не следует кормить некоторые виды певчих птиц?

  2. Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдаленных пастбищах?

  3. Какое животное даёт наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду?

  4. Наиболее совместимые блюдо и приправа к нему.

  5. Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если  он находится в вашей личной собственности.

Задание 8.

Пейзажные зарисовки в художественном произведении играют немаловажную роль. Перед вами – некоторые из них. Укажите автора и название художественного произведения.

1) Я ушёл поздно. Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению <…> Шёпот ветра в моих ушах, тихое журчание воды за кормою меня раздражали, и свежее дыхание волны не освежало меня... _________________________________________________

2) Встаёт он, из шатра выходит,

Вокруг телег, ужасен, бродит;

Спокойно всё; поля молчат;

Темно; луна зашла в туманы,

Чуть брезжит звёзд неверный свет,

Чуть по росе приметный след 

Ведёт за дальние курганы…

______________________________________________________________

3)  Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение тёмное небо смешалось со снежным морем. _________________________________________________

Задание 9. 

В японской поэзии есть жанр хокку (хайку) – нерифмованные трёхстишия. Перед вами сюжеты известных произведений русской классики, пересказанные «на японский лад». Укажите а) названия; б) жанр и в) автора произведений.

  1. Только глупый человек

Может спутать столичного франта

С императорским чиновником.

  1. Не радуйся, отважный послушник, 

В одиночку задушивший тигра!

Смерть подстерегает на всех путях.

  1. Немой самурай 

Грустно глядит на воду:

Приказ исполнен…

Задание 10.

Читая лекции по теории поэзии, Н. С. Гумилёв помогал ученикам запоминать стихотворные размеры таким образом: он соотносил размеры с именами поэтов. Для иллюстрации каких размеров Н. С. Гумилёв выбрал имена 

  1. Николай Гумилёв,

  2. Анна Ахматова,

  3. Георгий Иванов?


Ссылка на файл с ответами - ссылка