пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2019/2020 учебный год (10 класс)

 1. Прочитайте отрывок из стихотворения Константина Ваншенкина «Жасмин». Выполните задания, помещённые после него. 

Укрывшийся шинелью длинной,

На девятнадцатом году

Я задыхался от жасмина

В глухом разросшемся саду.

Навис над нами пышной тучей

И небо звёздное затмил

Ошеломляюще–пахучий,

Забытый армией жасмин.

Несовместимыми казались

Фигуры тёмные солдат

И эта лопнувшая завязь,

Собой заполнившая сад.


  1. В каких словах происходит оглушение согласных звуков?

  2. В каких словах звуков меньше, чем букв?

  3. В каких словах гласные звуки одинаковые?

  4. В каких словах есть непарные глухие согласные звуки?

  5. Сколько раз в стихотворении встречается звук [й’]?

2. Постройте словообразовательное гнездо из приведённых ниже слов. 

Иллюстрация, иллюстрировать, иллюстрироваться, иллюстрационный, иллюстрирование, иллюстративный, иллюстратор, проиллюстрировать. 

3. Переведите приведённые ниже слова с белорусского языка на русский. Подчеркните межъязыковые омонимы. Приведите 3 собственных примера таких омонимов. 

  1. Абрус _______________________________________________________

  2. воцат ________________________________________________________

  3. смятанка _____________________________________________________

  4. карысны _____________________________________________________

  5. ныркі ________________________________________________________

  6. вяселле ______________________________________________________

  7. багна ________________________________________________________

  8. конік ________________________________________________________

  9. цэгла ________________________________________________________

  10. дыван ______________________________________________________


Примеры межъязыковых омонимов:


4. Как известно, иноязычные слова в процессе вхождения в состав другого языка претерпевают различного рода изменения – графические, фонетические и т.д. Как звучат на русском приведённые ниже слова?

1) kastrol (голландское) ______________________________________________

2) Klappen (немецкое) _______________________________________________

3) pea-jacket (английское) ____________________________________________

4) place d’armes (французское) ________________________________________

5) Furnier (немецкое) ________________________________________________

6) Futteral (немецкое) ________________________________________________

7) sac de voyage (французское) ________________________________________


5. Выберите один из вариантов написания, подчеркнув его, и расставьте недостающие знаки препинания в тексте. 

Ра(н,нн)им студё(н,нн)ым утром в совреме(н,нн)о устрое(н,нн)ой квартире корреспондента газеты «Райо(н,нн)ая хроника» И(н,нн)окентия Овчи(н,нн)икова неожида(н,нн)о раздался телефо(н,нн)ый звонок. Ге(н,нн)адий Серебря(н,нн)ый ответстве(н,нн)ый секретарь редакцио(н,нн)ой коллегии передал ему экстре(н,нн)ое задание немедле(н,нн)о выехать в ста(н,нн)ицу Каме(н,нн)ую и подготовить материал об обществе(н,нн)ом здании станции ю(н,нн)ых натуралистов незако(н,нн)о приватизирова(н,нн)ом моше(н,нн)иками. По словам Серебря(н,нн)ого приватизация была а(н,нн)улирова(н,нн)а только после кассацио(н,нн)ой жалобы направле(н,нн)ой юристами в апелляцио(н,нн)ый суд. 

Будучи собра(н,нн)ым и организова(н,нн)ым человеком корреспондент мгнове(н,нн)о приготовился к отъезду. В счита(н,нн)ые минуты он бросил в дорожную сумку сме(н,нн)ое бельё стира(н,нн)ые и отглаже(н,нн)ые рубашки и лата(н,нн)ый-перелата(н,нн)ый зелё(н,нн)ый шерстя(н,нн)ой шарф вяза(н,нн)ый еще бабушки(н,нн)ыми руками. 


6. Определите синтаксическую функцию выделенных слов. Запишите в область ответов. 

  1. Боль внутри не мешала ему стрелять. ____________________________

  2. Листья лежали золотистые, багряные. ___________________________

  3. Шалаш. Лошадь, привязанная к дереву. __________________________

  4. Сильнее страха было желание мстить. ____________________________

  5. У плетня из лозы бродят куры. __________________________________

  6. Спустить шлюпку в шторм на воду – нелёгкая задача.

  7. Крейсер «Варяг» из первой эскадры один сражался против неприятелей.


7. Восстановите исходные фразы, использованные в газетных заголовках. Назовите автора и произведение. 

  1. Пёстрый галстук страшнее пистолета.

  2. Художником можешь ты не быть.

  3. Подсобки мрачные падут!

  4. Люблю я земщину, но странною любовью.

  5. Здесь будет город заражён.


8. Во многих произведениях действие происходит в Москве или в них есть московские сцены, эпизоды. 

Распределите представленные ниже произведения в соответствующие графы (впишите цифры). 

Нет московских сцен

В Москве происходит всё действие произведения

Есть московские сцены, эпизоды

**Укажите эти эпизоды, озаглавив их.

 










1) «Песня про купца Калашникова»; 2) «Евгений Онегин»; 3) «Бородино»; 4) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»; 5) «Капитанская дочка»; 6) «Хорошее отношение к лошадям»; 7) «Размышления у парадного подъезда»; 8) «Горе от ума». 


9. Слова «поэт», «прозаик», «драматург» являются родовыми понятиями для большой группы слов, обозначающих «жанровую специализацию» писателей. Так, автора басен называют баснописцем. Продолжите ряд наименований литераторов, которые образованы от названий жанров (по два для каждого рода литературы).


Ссылка на файл с ответами - ссылка