пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2019/2020 учебный год (11 класс)

 

  1. Определите, в каких рядах во всех словах выделенные буквы обозначают мягкие согласные.

  1. Дефицит, декольте, деликатесы;

  2. дендрарий, детектив, дельта;

  3. делегировать, детализировать, демократизация;

  4. девиз, декламировать, де-факто.


  1. Соотнесите слова, обозначающие масти лошадей, с их определениями.

А_Б_В_Г_Д_Е_

А. Буланый

Б. Гнедой

В. Вороной

Г. Соловый

Д. Чалый

Е. Чубарый

1) красновато-рыжий с черным хвостом и черной гривой;

2) желтоватый со светлым хвостом и светлой гривой;

3) с вкрапленными белыми волосами в шерсти основной окраски (обычно серой), а также светлый с черной гривой и черным хвостом или наоборот;

4) светло-рыжий с темным хвостом и темной гривой;

5) с темными пятнами по светлой шерсти или вообще с пятнами шерсти другого цвета;

6) черный с синеватым отливом.


 3. Перед вами «космические» слова, появившиеся в разное время в русском языке. Определите способы их образования. 

Антикосмос, космопсихология, транскосмический, космовидение, космолет, космоплаватель, по-космически, космодромный, воздушно-космический, космопроходец.


4. Подберите к данным фразеологизмам антонимичные.

Во всю Ивановскую; от рук отбиться; сидеть сложа руки; лясы точить; на чужой шее сидеть; камень за пазухой держать; выйти из себя.


5. В отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» найдите сказуемые и укажите их типы. Какими членами предложения являются выделенные слова? 

И долго с бурными волнами 

боролся опытный гребец, 

И скрыться вглубь меж их рядами 

Всечасно с дерзкими пловцами 

Готов был челн – и наконец 

Достиг он берега.

Несчастный 

знакомой улицей бежит 

В места знакомые. Глядит, 

Узнать не может. Вид ужасный! 

Всё перед ним завалено; 

Что сброшено, что снесено; 

Скривились домики, другие 

Совсем обрушились, иные 

Волнами сдвинуты…


6. Определите род имен существительных.

Атташе, динго, пустомеля, хинди, гусь, алиби, задира, кашне, вуз, шинель, оковы, голосище, грязища, холодина, иваси, галифе.


7. Вставьте пропущенные буквы в словах.

Ретуш..вка, ч..ткость, щ..лкать, ивняч..к, распаш..нка, ж..рдочка, реш..тка, трущ..ба, девч..нка, маж..р, дж..нка, пощ..чина, заверш..нный, сгущ..нка, галч..нок, ож..г пальцы, шапч..нка, копч..ности.


8. Как называется разновидность ямба или хорея, где вместо ударного слога стоит неударный? 


9. Соотнесите цитаты и средства художественной выразительности:

А. «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы – так и Русской земле без Игоря».

Б. «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие».

В. «…Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось…»

Г. «…Щёкот соловьиный уснул, говор галок пробудился».


  1. Аллитерация

  2. Параллелизм

  3. Антитеза

  4. Олицетворение


10. К какой системе стихосложения относится отрывок из произведения В. Маяковского? 

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть 

могли бы

на флейте водосточных труб?



Ссылка на файл с ответами - ссылка