пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2019/2020 учебный год (9 класс)

 ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  1. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Есенина. Выполните задания, помещённые после него.

Отговорила роща золотая

Берёзовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Выпишите из текста слова самостоятельных частей речи, в которых

1) все согласные звуки звонкие:

2) все согласные звуки глухие:

3) все согласные звуки твёрдые:

4) все согласные звуки мягкие:


2. Установите соответствие между фразеологизмами-синонимами:

А. яблоку негде упасть

Б. альфа и омега

В. два сапога пара

Г. мелкая сошка

1. краеугольный камень

2. куры не клюют

3. последняя спица в колеснице

4. одним миром мазаны

5. как сельдей в бочке

6. голова и два уха


Ответ: А   Б   В   Г__  


3. Решите орфографические задачи в словарном диктанте «Правописание Н и НН в разных частях речи». В правом столбце произведите морфемный разбор слов с орфограммой. 


1) Неисправимый ветре…ик;

1) 

2) пута...о объяснять;

2) 

3) овчи…ый тулуп;

3) 

4) малоноше…ый пиджак;

4) 

5) бара…ий рог;

5) 

6) врождё…ые способности;

6) 

7) весе…ее настроение;

7) 

8) все в неё влюбле…ы;

8) 

9) полукопчё…ая колбаса;

9)

10) кваше…ая в бочке капуста;

10)

11) история стара и запута…а;

11)

12) посла…ик императора.

12)


4. Перед вами отрывок из стихотворения В. Шефнера. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Назовите их общие постоянные морфологические признаки.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Общие постоянные морфологические признаки:  __________________________

5. Оказывается, некоторые местоимения имеют «особенности поведения». Докажите это, заполнив пропуски в лингвистических утверждениях.

1) Неопределённое местоимение ___________________ имеет только форму ______________________ падежа и, следовательно, чаще всего в предложении выполняет функцию ___________________________

2) Неопределённое местоимение ____________________ имеет только две формы –  ______________________ и _______________________ падежей и, следовательно, в предложении чаще всего выполняет функцию ______________________ или _______________________.

3) Возвратное местоимение ______________ не имеет формы __________________ падежа и, следовательно, практически никогда не употребляется в предложении в роли _________________; склоняется, как местоимение __________________.


6. Прочитайте «Притчу об учителе» и ответьте на вопросы синтаксической викторины «Сколько?».

1) Сколько в тексте словосочетаний со связью согласование? __________

2) Сколько в тексте словосочетаний со связью управление? ___________

3) Сколько в тексте словосочетаний со связью примыкание? __________


Когда родился учитель, к его колыбели спустились три добрые феи:

– Ты будешь вечно юн, потому что с тобой всегда будут дети.

– Ты будешь красив душою, потому что всю жизнь будешь учить детей прекрасному.

– Ты будешь очень счастлив, так как твои руки будут согреты теплом детских рук.


7. Подчеркните как члены предложения выделенные слова.

1) Ты случайно не знаешь, почему выполнять эту работу поехал практикант из Лиды Лёша

2) Какая радостьсуществовать

3) Мы с братом в восхищение пришли от увиденного, да и другие зрители были в шоке от удивления.

4) Ему было поручено редактировать журнал, в котором корифеем считался поэт Светиков. 


ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


8. Восстановите слова в литературоведческой статье. Назовите автора и название его произведения.

Название этого произведения является отсылкой к названию одноимённой поэмы великого русского поэта __________________________. В творчестве использовавшего название этой поэмы русского писателя большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых он был. В основу данного рассказа легли события  _______________________ войны. 

Психотипы у двух главных героев совершенно разные. _______________ –

деятельный оптимист, ________________ – обречённый пессимист.

Ключевой образ рассказа – ___________________ : как бы ни цеплялся за жизнь деятельный оптимист, без этой храброй героини у него ничего не вышло бы.

Автор: _________________________


Название произведения: ________________________________________


9. У многих русских писателей и поэтов есть второе «имя». Кому из двух известных литераторов соответствует каждая перифраза? Подчеркните выбранный вариант ответа.

1) Отец русских поэтов (Г. Р. Державин, Н. А. Некрасов).

2) Великий русский романтик (В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев).

3) Шутник бесценный (А. П. Чехов, И. А. Крылов).

4) Мятежный поэт (М. Ю. Лермонтов, В. В. Маяковский).

5) Пётр Великий русской литературы (М. В. Ломоносов, Л. Н. Толстой).

6) Солнце русской поэзии (А. С. Пушкин, С. А. Есенин).


10. Узнайте литературоведческие понятия и термины по их определениям.

1) _______________________ – элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития.

2) _______________________ – один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на читателя.

3) _______________________ – лиро-эпическое стихотворное произведение, повествовательная песня с ярко выраженным драматическим сюжетом исторического или бытового характера. 


Ссылка на файл с ответами - ссылка