пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2019/2020 учебный год (10 класс)

 Задания по русскому языку 

1. Укажите все мягкие согласные звуки в стихотворении С. Смирнова. 


Образец: [й’а] вас [л’]ю[б’]ил. 


Осень русская синяя, 

озимь – хрусткая, в инее. 

Сколько грусти и прелести 

в этом хрусте и шелесте!.. 

2. Сыграйте в игру «Верю или не верю». Обведите номера утверждений,
с которыми можно согласиться. 


1. Компаратив – это сравнительная степень.

2. Композит – это сложное слово.

3. Радиксоид – это связанный корень. 

4. Аббревиатура – это сложносокращенное слово. 

5. Номинатив – это местоимение. 

6. Эпентеза – это выпадение звуков.

7. Дериват – это сказуемое.

8. Топоним – это астрономическое название. 

9. Идиома – это фразеологическая единица. 

10. Лексикон – это запас слов. 

3. Образуйте от данных слов существительные женского рода со значением лица. Разделите на морфемы образованные вами слова. 


учитель ______________________________

дояр _________________________________

супруг _______________________________

прыгун ______________________________

буфетчик _____________________________

очевидец ____________________________

дворник _____________________________

барон _______________________________

актер _______________________________

кореец ______________________________


4. Объедините в пары слова, образованные одинаковыми способами (способ словообразования укажите в скобках). Какие слова остались без пары? Объясните почему. 


Жизнелюбие, порыбачить, осветиться, хозрасчётный, полуостров, наутро, малосемейный, словотворчество, противоядие, водоросль, многообещающий, видоизмениться. 


5. В вопросе поэта А. Городницкого упоминаются фамилии классиков русской литературы. Назовите тип склонения этих имен собственных. 


Почему лишь Пушкин наше всё, 

Не Толстой, не Лермонтов, не Гоголь?


6. Определите вид подчинительной связи в словосочетании, если известно, что в нем: 

1) главное слово – деепричастие, а зависимое слово – существительное; 

2) главное слово – неопределенное местоимение, а зависимое слово – прилагательное в полной форме; 

3) главное слово – глагол в форме инфинитива, зависимое слово – неизменяемое существительное; 

4) главное слово – существительное, зависимое слово – прилагательное в простой форме сравнительной степени; 

5) главное слово – причастие в краткой форме, зависимое слово – существительное; 

6) главное слово – предикативное наречие, зависимое слово – местоимение; 

7) главное слово – количественное числительное, зависимое слово – существительное; 

8) главное слово – прилагательное, зависимое слово – возвратное местоимение. 


Приведите по одному примеру на каждый случай. 


7. В качестве иллюстрации правила «Тире между подлежащим и сказуемым» ученик подобрал предложения, являющиеся крылатыми выражениями. В приведенных им примерах не хватает подлежащих-существительных. Восстановите их. Назовите другие способы выражения подлежащего в русском языке. Приведите по одному примеру на каждый способ. 


1. ____________________ – вторая натура.

2. ____________________ – знак согласия. 

3. ___________________ – лучший лекарь.

4. ____________________ – мать учения. 

5. ____________________ – упрямая вещь. 

6. __________ – это хорошо забытое старое.

7. ____________________ – враг хорошего. 

8. _________________ – вот лучшее учение. 

9. ____________________ – сестра таланта. 10. ________________ – застывшая музыка.


Задания по русской литературе 


8. Поэма Е. Евтушенко «Братская ГЭС» начинается обращением к великим предшественникам. Перед вами один из фрагментов поэмы. К кому в нем обращается поэт? Восстановите пропущенную фамилию, объясните свое решение. 


…Прошу смиренно помощи у вас, 

великие российские поэты…


Дай, __________________________, мне свою певучесть, 

свою раскованную речь, 

свою пленительную участь – 

как бы шаля, глаголом жечь. 


9. Перед вами черновой вариант стихотворения, написанного известным поэтом в 1822 г. во время ссылки в Кишиневе. Эти строки он переработал в дальнейшем. Укажите фамилию автора, название стихотворения и окончательный вариант текста.


И тихо и грустно в темнице глухой!

Пленен, обескрылен орел молодой, 

Мой верный товарищ в изгнанье моем

Кровавую пищу клюет под окном, 

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить хочет мне слово одно. 

Зовёт меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим; 

Давай встрепенемся! пора нам! пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра. 

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я. 

Где сокол и коршун, там наша семья».


10. Определите, какие стилистические фигуры иллюстрируются данными примерами. Приведите соответствующие термины и дайте им определение. 

1. Как ни гнетет рука судьбины, 

Как ни томит людей обман, 

Как ни браздят чело морщины… (Ф. Тютчев). 

2. Они сошлись. Волна и камень, 

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой… (А. Пушкин).

3. Швед, русский – колет, рубит, режет, 

Бой барабанный, клики, скрежет… (А. Пушкин).

4. И ветер, и дождик, и мгла

Над холодной пустыней воды… (И. Бунин).

5. Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив? (С. Есенин).

6. Степям и дорогам

Не кончен счет

Камням и порогам

Не найден счет… (Э. Багрицкий).


Ссылка на файл с ответами - ссылка