пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2019/2020 учебный год (11 класс)

 1. Вспомните произносительные нормы русского литературного языка и в каждом ряду подчеркните «4-е лишнее». Свой выбор кратко обоснуйте.

1) Афера, опека, гололедица, жердочка.

2) Декоративный, адекватный, идентичный, модельный.

3) Вахтер, гравер, гренадер, киоскер.

4) Атлас, броня, ирис, форзац.

5) Аттестат, патент, паштет, штемпель.


2. В стихотворении А. С. Пушкина «Цветок» есть такие строки: «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я». Что означает слово безуханный? Какие однокоренные с ним слова вы знаете? 


3. Источником всех приведенных ниже фразеологических выражений являются басни И. А. Крылова. Восстановите пропущенные слова. Объясните значение устойчивых выражений.


1) А ________________________ просто открывался.


2) А _________________________ слушает да ест.


3) Ай, _____________________ ! Знать, она сильна, что лает на Слона!


4) ____________________________ уха.


5) Лебедь, ___________________ и Щука.


4. В каких словообразовательных цепочках пропущено звено? Восстановите его.


1) Десять → удесятерить → удесятериться.

2) Коза → козленок → козленочек.

3) Лист → перелистать → перелистывать → перелистывание.

4) Один → одиночный → одиночник → одиночница.


5. Какие смысловые и стилистические различия в употреблении неопределенных местоимений вы можете отметить? В качестве примеров используйте приведенные ниже предложения.

1) Небо не хотело, чтоб меня кто-нибудь любил на свете
(М. Лермонтов).

2) Некто в сером говорит о жизни Человека (Л. Андреев).

3) Кто-то зажег факел (Л. Андреев).

4) Кое-кто не хочет признаваться.


6.  Прочитайте. Расставьте недостающие знаки препинания.  Какие способы передачи чужой речи представлены в тексте?


Марку Твену принадлежит одна из самых смешных фраз прозвучавших когда-либо. Когда пресса стала распространять неверные известия что он умер он сообщил в прессе же Слухи о моей смерти несколько преувеличены (Ю. Олеша). 


7. Прочитайте высказывание Н. А. Добролюбова о Пушкине. Выполните указанные виды разборов.

Значение Пушкина огромном не только в истории русской литературы, но в истории русского просвещения. Он первый приучил русскую публику читать.сн В его стихах впервыесл сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир. Все были очарованыс, все увлечены мощнымиф звуками этой неслыханной до тех пор поэзии.


8.  Ответьте на вопросы литературной викторины.

1) Что грибоедовский Молчалин считал главными своими талантами?

____________________________________________________________

2) «Науки юношей питают». А что они, по мнению М. В. Ломоносова, старым «подают»?

____________________________________________________________

3) О ком так писал А. С. Пушкин?


Его стихов пленительная сладость

Пройдёт веков завистливую даль.

_____________________________________________________________

4) С каким поэтом сравнивает себя М. Ю. Лермонтов в приведенном ниже отрывке?


Нет, я не _______________________, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он гонимый миром странник, 

Но только с русскою душой.


9. Прочитайте отрывок из воспоминаний И. С. Тургенева. По подсказкам в скобках восстановите пропущенные фрагменты текста.

Дня через два происходило чтение __________________________ (название произведения). К великому моему удивлению, далеко не все актеры явились на приглашение. Читал _______________________ (фамилия автора) превосходно. Он поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры. Эффект выходил необычайный – особенно в комических, юмористических местах. С каким недоумением, с каким изумлением Гоголь произнес знаменитую фразу ___________________________ (имя персонажа, произносящего фразу) о двух крысах: «Пришли, понюхали и пошли прочь!» Автор хотел показать актеру, игравшего роль _____________________________ (имя персонажа), что тот и знает, что врет, и верит своему вранью: это нечто вроде упоения, сочинительского восторга. Его самого «подхватило».


10. Установите соответствие между произведениями и их авторами.


1) Ф. И. Тютчев

А) «Я пришел к тебе с приветом…»

2) А. И. Фет

Б) «Размышления у парадного подъезда»

3) И. С. Тургенев

В) «Не то, что мните вы, природа…»

4) Н. А. Некрасов

Г) «Мы еще повоюем»


  1. ___, 2) ___, 3)___, 4) ___ .


Ссылка на файл с ответами - ссылка