пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2020/2021 учебный год (9 класс)

 Задание 1. Найдите среди данных утверждений верные.

1) В русском языке звуков меньше, чем букв алфавита.

2) В речи звуки в сильной позиции остаются одинаковыми, а в слабой –        изменяются.

3) Гласные звуки [и] [у] [а] звучат одинаково под ударением и без ударения.

4) Озвончение парных глухих согласных звуков происходит перед непарными звонкими согласными звуками.

5) Мягкий и твердый согласные звуки, составляющие пару по признаку 

мягкости-твердости, обозначаются одной буквой.

Задание 2. Восстановите фразеологизмы, дописав нужные глаголы. Определите значение данных фразеологизмов.

1) Комар носа не … .

2) Чужими руками жар … .

3) … звезды с неба.

4) Камень с души … .

5) Ветер в голове … .

6) Бабушка надвое … .


Задание 3. Лексические значения каких слов сформулированы неправильно? Дайте их верное толкование.


1)     кредо – система взглядов;________________________________________


2)     ассорти – специально подобранная смесь чего-либо;_________________


3)     аншлаг – повышенный интерес;_______________________________________


4)     руляда – виртуозный приём в пении;__________________________________


5)     контрамарка – незаконный провоз через границу чего-либо.______________

Задание 4. Сгруппируйте слова с одинаковым морфемным составом: подснежник, по-другому, заплыв, шестой, замер, снежинка, заново, мирный, пушок, надеть.

  Задание 5. Определите часть речи выделенных слов.

1) За годы войны Москва стала другая – опустевшая, задумчивая._______________

2) Чем больше я живу, тем скорбь моя сильнее._______________________________

3) Чтобы быть услышанным, ему пришлось крикнуть сильнее.__________________

4) К семи часам вечера мастерская художника начала пустеть._________________

Задание 6.Охарактеризуйте предложения по составу грамматической основы (двусоставные, односоставные). Определите тип односоставных предложений.

1) Много грибов попадалось нам в то утро.__________________________________

2) В небе чёрный орёл.___________________________________________________

3) За дождём не видно было ни моря, ни неба.________________________________

4) Возле речки колодец не копают.__________________________________________

5) Ни капельки не устала. _________________________________________________

Задание 7. Изменится ли состав предложения Глухой, дремучий лес. при изменении порядка слов? Объясните свой ответ.

Задание 8. Ученикам было дано задание – образовать от глаголов нормативные формы 3-го лица множественного числа. Проверьте правильность выполнения работы одним из учеников и при необходимости внесите исправления.

1)    Выздороветь – выздоровеют.

2)    Кудахтать – кудахтают.

3)    Мурлыкать – мурлычут.

4)    Полоскать – полоскают.

5)    Сыпать – сыпят.

Задание 9. Укажите пять фамилий русских писателей и названия их произведений, в которых содержится прямое указания на тему детства (есть слова «детство», «дети», «детский» и т.д.).

Задание 10. Из каких произведений эти герои. Кто их автор?

1) Ларра, Данко____________________________________________________;   


2)Алеко_________________________________________________________.                

     

Ссылка на файл с ответами - ссылка