четверг, 11 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2019/2020 учебный год (7 класс)

 1.  Прочитайте предложения из сочинений учащихся. Правильно ли подобраны в них глаголы? Замените неудачно употреблённые глаголы более подходящими и запишите исправленные предложения.

1. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. 2. Я хочу написать самый памятный день в жизни. 3. Корабль поехал в Одессу. 4. Следователь сказал версию. 5. Повар делает обед. 6. Дом был старый, во всех комнатах  текли крыши. 7. Телевидение играет большое значение в нашей жизни. 

 

2. Какие недочёты в построении предложений допустили ученики в своих работах? Помогите исправить их. Запишите исправленные предложения.

1. На улицах рос бурьян и покосившиеся заборы. 2. Осаждённые бросали со стен крепости камни и кипящую воду. 3. Недавно у мамы было день рождения. 4. Я читал не только школьную программу. 5. Я очень люблю любоваться и рисовать природу. 6. Николай Петрович подготовил меня перед трудностями. 

3. Определите синтаксическую функцию прилагательных. Какова форма прилагательных?

1. Маленькое дело лучше большого безделья. 2. Надежда без действия подобна дереву без плодов. 3. От самой северной точки нашей страны до самой южной насчитывается не одна сотня километров. 4. Озеро Байкал – одно из самых крупных в мире по запасам чистейшей пресной воды. 5. Более опытный проводник указал нам менее трудную дорогу в горный заповедник.

4. Каким правилам подчиняется написание удвоенных согласных в словах? Выпишите слова, распределяя их по группам в соответствии с этими правилами.

Старинный, беззаботный, восьмимиллионный, бесспорный, одиннадцатый, истинный, аккорд, трёхмиллиардный, килограммовый, рассмотреть, истинный, аллея, рассчитывать, профессионально, металлический, бессрочный, стеклянный, территория, весенний, коллега, исследовательский, массив.

5. Преобразуйте сложные предложения в предложения с прямой речью. Используйте при этом два варианта: прямая речь стоит после слов автора и перед ними. 

1.Приятель сказал, что за каникулы он прочитал семь книг. 2. Тренер спросил, сумеем ли мы пробежать сто метров за тринадцать секунд.  

 6. Отредактируйте примеры. 

1. В книге около девяносто страниц. 2. В городе около восемьсот уличных часов. 3. По обоим сторонам дороги расстилались поля. 4. В декабре тысяча восемьсот  двадцать пятом году было восстание декабристов. 5. Трое школьниц направлены на олимпиаду. 6. Свыше восемьдесят пять тонн макулатуры собрали школьники района.

7. Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения.

Потерять самообладание, нечто неопределённое, смотреть внимательно, искусный мастер, спешить, скучать от безделья, чувствовать себя неловко, оглядываться беспрестанно.

8. Перед вами    «лоскутный» рассказ из строк произведений нескольких известных писателей.  Попробуйте отгадать авторов отдельных строк и названия произведений.

Из того ли из города из Мурома, из того села да Карачарова выезжал  удаленький дородный добрый молодец. Быстрыми шагами прошёл длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожиданной знакомой равнины с церковью в отдалении, увидал совершенно другие, незнакомые места. Кругом тишина… На площади ни души …  Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет Божий уныло, как голодные пасти; около них нет даже нищих. Но дом Рудневых – большой ветхий дом доекатериненской постройки, со львами на воротах, с широким подъездным двором и массивными белыми колоннами у парадного – круглый год с утра до поздней ночи кишел народом. Слуги суетились, расставляя бутылки и графины и прилаживая скатерти. Наконец дворецкий провозгласил: «Кушанье поставлено», -- и Кирила Петрович первый пошёл садиться за стол. Но стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голодней, из меня пулей тут же выскакивал всякий аппетит. Прежде, бывало, я мог согнуть и разогнуть в одной руке медный пятак и лошадиную подкову, а теперь мешков с угле не подыму. Скоро буду от ветра валиться.

9. Среди данных слов выберите шесть и найдите им место в стихотворных строчках: страх, мысль, любовь, слава, мечта, предчувствие, ужас, обида, грех,  боль, стыд, тоска, счастье, зависть, радость, грусть, совесть, цель. Назовите авторов стихотворений:

1. Но я с тобой за их разведаюсь (…).

2. Тоска (…) заботы теснят твою всечасно грудь.

3. Увы! Он (…) не ищет и не от (…) бежит!

4. И я первый раз её назвал рекою рабства и (…).

5. Умчись без (…) на коне.

6. И запоёт он колоколом (…).


10Соедините фамилии писателей с их полными именами.

А.        Крылов 

1.     Антон Павлович

Б.        Некрасов 

2.      Иван Сергеевич

В.        Чехов 

3.      Иван Андреевич

Г.        Куприн

4.      Валентин Григорьевич

Д.        Гоголь

5.      Николай Алексеевич

Е.        Распутин

6.     Николай Васильевич

Ж.      Тургенев

7.      Александр Иванович

 

Ссылка на файл с ответами - ссылка