четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2009/2010 учебный год (11 класс)

 1. Чем различаются слова гражданин и горожанин? С какими явлениями в истории языка они связаны?


2. Определите заимствованные слова по их значениям.


1) … – оскорбительное, клеветническое сочинение против кого-нибудь.

2) … – мнимое всеисцеляющее средство, якобы помогающее во всех случаях жизни.

3) … – существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

4) … – вносить исправления, поправки во что-либо.

5) … – тот, кто занимается какой-либо областью науки или искусства без специальной подготовки; тот, кто поверхностно знает что-либо; любитель.


3. В приведенных фрагментах найдите фразеологизмы. Определите их значение, расскажите об их происхождении.


А. Удивительная деятельность г. Кукольника вовсе не сфинксова загадка, для решения которой был нужен новый Эдип (В. Г. Белинский).

Б. Другим курил я фимиам, но вас носил в святыне сердца
(Е. Баратынский). 


4. Н или нн? Обозначьте суффиксы прилагательных и причастий. Кратко (если возможно, графически) объясните написания.


1) В заброше..ом саду сорнякам привольно. 2) Весе..ий дождь лишним не бывает. 3) Теленок с телкой – стари..ые друзья. 3) Попало зернышко под кова..ый жернов. 4) Ветре..ого человека и в тихую погоду узнать можно.
5) Жела..ый гость зову не ждет. 6) Соломе..ый мир лучше железной драки.
7) Вот тебе баня ледя..ая, веники водя..ые. 8) Заработа..ый самим кусок ржа..ого хлеба вкуснее из жалости подаре..ого калача.


5. Найдите односоставные предложения, определите их типы. Выполните полный синтаксический разбор последнего предложения.


Ветер,

Ветви,

Весенняя сырость,

И черны, как истлевший папирус,

Прошлогодние травы.

Человечеству хочется песен.

Люди правы.

И иду я

По этому миру.

Я хочу отыскать эту лиру,

Или – как там зовется он ныне – 

Инструмент для прикосновенья

Пальцев, трепетных от вдохновенья. (Л. Мартынов)


6. О ком так писал А. С. Пушкин?


Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец – он всё испытал и всё проник.


7. Дайте определения литературоведческим понятиям аллегория, прототип, сарказм.


Ссылка на файл с ответами - ссылка