1. Расставьте ударение в словах:
Шарфы, щавелевый, ходатайство, христианин, углубить, избаловать, клала, исподволь, обеспечение, оптовый.
2. Подчеркните все мягкие согласные звуки:
Полночной порой камыши шелестят,
В них жабы гнездятся, в них птицы свистят.
3. Замените одним словом следующие фразеологизмы. С одним из синонимов составьте предложение.
Зарубить на носу, мозолить глаза, точить лясы, клевать носом.
4. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
В тума(нн,н)ой дали песча(н,нн)ого берега тускло светились огни стари(нн,н)ой гости(нн,н)ицы. Вдоль а(л,лл)еи тянулась га(л,лл)ерея с мраморной лес(…)ницей и пери(л, лл)ами из мета(л,лл)а а(л,лл)юминия. В гости(нн,н)ой на краше(нн,н)ом полу, украше(нн,н)ом затейливым орнаментом, стоял иску(с,сс)но сдела(нн,н)ый стол с иску(с,сс)твенными цветами в стекля(нн,н)ой вазе. Жж(…)ные спички лежали на подставке серебря(нн,н)ого подсве(…)ника рядом со слома(нн,н)ыми стульями. Н..что не мешало пр…ступить к ра(сс,с)ледованию.
5. Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.
1) Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
2) У меня сегодня праздное настроение.
3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
4) Открывая окно, в класс влетел воробей.
6. Когда-то на Руси был обычай: накормив уходящих людей, скатерть снимали со стола и клали им под ноги. Люди уходили из дома по скатерти. Потом её разрывали на кусочки и, махая, показывали, что след ушедшего, а значит, и память о нём, остались в доме. Обычай этот давно утрачен, но отголосок его сохранился в языке. Назовите фразеологизм, в котором отражена давняя традиция проводов гостей. Изменился ли со временем его смысл? Укажите его.
7.Какими частями речи являются выделенные слова?
1) У человека с достаточно сильной волей хватает самообладания, чтобы побороть в себе чувство страха.
2) Вознаграждение достаточно, так что сможем себе позволить многое.
3) Прозвучавшее с укором «Достаточно!» очень расстроило меня.
8.Подберите к устаревшим словам современные синонимы:
десница, виктория, ланиты, политес, ветрило, рамена.
9.С какими историческими событиями связаны следующие произведения? Назовите их авторов.
а) «Капитанская дочка».
б) «Бородино».
10. Назовите персонажей по их портретам. Укажите название художественного произведения и его автора.
1. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.
2. Человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом — как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.
Ссылка на файл с ответами - ссылка