четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2009/2010 учебный год (9 класс)

 1. Найдите среди данных утверждений верные.

  1. В русском языке звуков меньше, чем букв алфавита.

  2. В речи звуки в сильной позиции остаются одинаковыми, а в слабой –        изменяются.

  3. Гласные звуки [и] [у] [а] звучат одинаково под ударением и без ударения.

  4. Озвончение парных глухих согласных звуков происходит перед непарными звонкими согласными звуками.

  5. Мягкий и твердый согласные звуки, составляющие пару по признаку 

мягкости-твердости, обозначаются одной буквой.


2. Восстановите фразеологизмы, дописав нужные глаголы. Определите значение данных фразеологизмов.

  1. Комар носа не … .

  2. Чужими руками жар … .

  3. … звезды с неба.

  4. Камень с души … .

  5. Ветер в голове … .

  6. Бабушка надвое … .


3. Какие из однокоренных слов имеют одинаковое строение? Ответ          мотивируйте, выполнив морфемный разбор слов.

Двойной, двоевластие, двухсотлетний, двуспальный, вдвойне,

двухгодичный, надвое, вдвоем, двойнята, двоеглавый, двоечник, двухсменный, двусмысленность, двоечка, двухлитровка.


4. Выпишите из стихотворения А.Дементьева выделенные слова. 

Укажите их начальную форму.


Никогда, никогда ни о чем не жалейте

Поздно начали вы или рано ушли.

Кто-то пусть гениально играет на флейте,

Но ведь песни берет он из вашей души.


Никогда, никогда ни о чем не жалейте.

Ни потерянных дней, ни сгоревшей любви.

Пусть другой гениально играет на флейте,

Но еще гениальнее слушали вы.


5. В предложениях, взятых из произведений С.Есенина, подчеркните сказуемые и определите их тип.

  1. Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду петь.

  2. И пускай со звоном плачут глухари.

  3. Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым.

  4. А мой удел – катиться дальше, вниз.

  5. Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок.

  6. У окошка божья мать голубей сзывает к дверям рожь зернистую клевать.

  7. Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.

  8. Пойду по белым кудрям дня искать убогое жилище.


6. Вставив вместо пропусков имена или фамилии действующих лиц комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», восстановите фрагмент                   литературоведческой статьи.

К числу выдающихся достоинств комедии относится ее язык. Фонвизин дает языковые характеристики героев. Мал и беден словарь __________ и __________, свободно владеют речью _________, _________ и _________ . Много грубых и простонародных слов в речах __________ , язык ее не             отличается от языка крепостных людей. Отставной солдат __________         пользуется    выражениями, употребляющимися в военном быту; семинарист __________ украшает свою речь церковнославянскими словами и цитатами из духовных книг. Чтобы усилить характеристику __________, писатель передает его ломаную русскую речь и подчеркивает неправильность произношения.


7. По инициативе русского писателя и литературного критика А.Герцена эти два произведения Л.Н.Толстого в 1862г. были переведены в Лондоне и явились первой публикацией писателя за рубежом. 

О каких произведениях Л.Н.Толстого идет речь?




Ссылка на файл с ответами - ссылка