четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2010/2011 учебный год (9 класс)

 

  1. Из стихотворения Д. Смирнова выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

В наш скоростной, неугомонный век,

События и чувства торопя,

Как неопознанный Летающий Объект,

Ищу тебя.


  1. Узнайте слова с приставками пре- и при- по их лексическому значению. Как называются такие пары слов?

ПРЕ-

ПРИ-

1. ’находиться где-то’ – …

1. ’приехать’ – …

2. ’выдать врагу’ – …

2. ’прибавить’ – …

3. ’граница’ – …

3. ’пристройка’ – …

4. ’считать недостойным’ – …

4. ’давать приют и пропитание’ – …

5. ’уважать’ – …

5. ’наклоняться’ – …

6. ’нарушить’ – …

6. ’начать’ – …

7. ’осуществить’ – …

7. ’прикрыть’ – …

8. ’временный’ – …

8. ’тот, кто пришел’ – …


  1. Перед вами два варианта членения слов на морфемы. Укажите верный вариант.

  1. за-пут-а-нн-ость□ – за-пут-ан-н-ость□;

  2. девят-и-класс-ник□ – девят-и-класс-н-ик□;

  3. у-говар-и-ва-ющ-ий – у-говар-ива-ющ-ий;

  4. супер-бо-ев-ик□ – супер-боев-ик□;

  5. дв-ух-цеп-оч-еч-н-ый – дв-ух-цеп-очеч-н-ый; 

  6. дв-у-языч-и[й-э] – дв-у-языч-ие.


  1. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

Дома в Москве уже все было по-зимнему, топили печи и по утрам, когда дети собирались в гимназию и пили чай, было темно, и няня ненадолго зажигала огонь. <…> Когда идет первый снег, в первый день езды на санях, приятно видеть белую землю… У старых лип и берез, белых от инея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы, и вблизи них уже не хочется думать о горах и море. 

                                                                                                        А. Чехов


  1. Выпишите из стихотворения  Д. Смирнова все глагольные формы. Определите, какими членами предложения они являются.

Своим огнем любовь заставит

Краснеть, бледнеть и вновь краснеть.

Того в покое не оставит,

Кто пошутить решится с ней.

Она всегда себя возвысит,

Не даст глумиться пошлякам.

Сумеет в сердце искру высечь,

Не тратя пыл по пустякам. 


6. Поэты не только переводили этот шедевр русской литературы, но и использовали образы этого произведения в своих стихотворениях и поэмах. Известная опера А. Бородина стала одним из любимейших произведений оперного слушателя.  Сюжеты этого произведения широко использовались в живописи. Его переводили   В. Жуковский, А. Майков, Л. Мей, подготовительные материалы к переводу оставил А. Пушкин. Научно-исследовательские работы об этом произведении выходят в разных странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.

О каком произведении идет речь?


7. Эти два литературоведческих понятия очень часто путают. Известный литературовед Б.М. Томашевский дал их очень краткое и ясное определение: «– это то, что было на самом деле, как узнал об этом читатель».

Восстановите утверждение Б.М. Томашевского.  


Ссылка на файл с ответами - ссылка