четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2010/2011 учебный год (10 класс)

 1. Укажите, в каких словах есть звук [т].

Максималистский, голландский, террариум, гигантский, коттедж, отдалить, впредь, причастный, самаркандцы, рентген, термин, хлестче.


2. Закончите определения лингвистических терминов, дописав названия частей речи. 

1. Адвербиализация – это переход других частей речи в ________________________. 

2. Адъективация – это переход других частей речи в ___________________________.

3. Вербализация – это переход других частей речи в ___________________________.

4. Интеръективация – это переход других частей речи в ________________________.

5. Прономинализация – это переход других частей речи в ______________________.

6. Субстантивация – это переход других частей речи в _________________________.

7. Нумерализация – это переход других частей речи в __________________________.


3. Подберите к производным словам производящие слова.

Вихреватый, премьерский, проективный, редечный, сорочечный, ящерный, стрелковый, колоссальный, мáсличный, маслúчный.


4. Выпишите глаголы, образуйте от них, где возможно, деепричастия и причастия. 

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, начинать и бросать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться». (Л. Н. Толстой) 


5. Прочитайте стихотворение и выполните задания, помещенные после него. 


Если жизнь тебя обманет, 

Не печалься, не сердись! 

В день уныния смирись: 

День веселья, верь, настанет. 


Сердце в будущем живет; 

Настоящее уныло: 

Все мгновенно, все пройдет; 

Что пройдет, то будет мило. (А. Пушкин)


1. Выпишите односоставные предложения, определите их тип (части сложного предложения условно считайте простыми). 

2. Укажите составные именные сказуемые. 

3. Подчеркните все подлежащие, укажите способы их выражения. 

4. Найдите прямое дополнение. 

5. Определите тип сложного предложения во втором четверостишии. 

 

6. В статье «О драме» Александр Блок писал: «… я думаю, – гениальнейшая русская драма; но как поразительно случайна она! И родилась она в какой-то сказочной обстановке: <…> в мозгу петербургского чиновника с лермонтовской желчью и злостью в душе и с лицом неподвижным, в котором «жизни нет»; мало этого: неласковый человек с лицом холодным и тонким, ядовитый насмешник и скептик – увидал … во сне. Увидал сон – и написал гениальнейшую русскую драму». 

Назовите произведение, о котором пишет А. Блок, и автора этого произведения. 


7. После появления романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в русском стихосложении и стиховедении утвердилось понятие «онегинская строфа». Раскройте смысл этого понятия. 


Ссылка на файл с ответами - ссылка