четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2011/2012 учебный год (9 класс)

 1. Какова отличительная особенность произношения согласных звуков в каждом ряду слов?

1) Масса, ванна, дрожжи;

2) аккорд, бассейн, грамматика.


2. Заполните таблицу «Лексические особенности фразеологических оборотов».


Фразеологический оборот

Лексическое значение

Фразеологизм-синоним

Фразеологизм-антоним

1) Черным по белому




2) Набить оскомину




3) Ни в какие ворота не лезет




4) Звезд с неба не хватает





3. Сделайте словообразовательный разбор выделенных в стихотворении слов.


Не истомлённую, не праздную,

Не обеззвученную тьмой,

Я тишину люблю цветастую,

Живую, птичью надо мной.


Не безнадёжную, не гневную,

Не вздрагивающую от шагов,

А полноправную, полдневную,

В свеченье трав, в огне снегов…

                                   (И. Снегова)

4. Внимание! «Чужой» среди «своих». Найди его в каждом ряду, определив род имен существительных.


1) Сирота, плакса, кокетка, умница;

2) кенгуру, цеце, шимпанзе, какаду;

3) пенальти, торнадо, кимоно, сулугуни;

4) БГУ, СНГ, полдома, вуз;

5) мозоль, шинель, кафель, дрель;

6) молодчина, голосина, домина, дождина.


5. В данных предложениях подчеркните сказуемое и определите его тип.

1) Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком
(С. Есенин).

2) Я был готов любить весь мир (М. Лермонтов).

3) Домой Володя пришел какой-то возбужденный (О. Добревич).

4) А кто этот таинственный незнакомец? (О. Добревич).

5) Пусть свет и радость прежних встреч нам светят в трудный час          (М. Исаковский).

6) Тебя увидеть я пришла сегодня по веленью сердца (О. Добревич).

7) Все прошлое давно забыто нами не случайно (О. Добревич).

8) Почему ты всегда лезешь на рожон? (О. Добревич)

9) Оксана опять начала мешать мне рассказывать эту интересную историю (О. Добревич).

10) Этот Оленин – любитель пошутить в любой ситуации (О. Добревич).



ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


6. В статье «Литературные мечтанья» (1834 г.) известный русский литературный критик вспоминал о настоящих сражениях, которые развернулись между сторонниками этих двух литературных направлений:

 « и – вот два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова, с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались на смерть, о коих спорили до слез и в классах и в гостиных, и на площадях и на улицах!»

Восстановите высказывание. О каком критике идет речь? 


7. Установите соответствие между названиями литературных лирических песен и их авторами.


А. «Что шумишь, качаясь, тонкая рябина…»

1. М. Ю. Лермонтов

Б. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

2. А. Ф. Мерзляков

В. «Меж высоких хлебов затерялся…»

3. А. А. Дельвиг

Г. «Соловей»

4. Н. А. Некрасов

Д. «Среди долины ровныя»

5. И. З. Суриков


Ссылка на файл с ответами - ссылка