четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2012/2013 учебный год (11 класс)

 1. Выберите правильный вариант. Прокомментируйте свой выбор.

  1. Презрение – призрение

  1. призывной – призывный

  1. прислонённый – прислоненный

  1. присовокупить – присовокупить

  1. пристреленный – пристрелянный

  1. притчей (род. пад. мн. ч.) – притч

  1. проживший – проживший

  1. пропуски (им. пад. мн.ч.) – пропуска

  1. проржаветь – проржавить

10) просверлённый – просверленный


2. Значение какого заимствованного слова раскрывается в описании? Дайте однословное соответствие.


1) Речь, стихотворение, музыкальное произведение, создаваемое без подготовки, в момент произнесения, исполнения.


2) Преувеличивать, искажать подчеркиванием какой-либо стороны, черты.


3) Терпимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо.


4) Восстановление в первоначальном виде произведений изобразительного искусства и архитектуры, пострадавших от времени или испорченных переделками.


5) Совокупность произведений, исполняемых в театре.


6) Одновременный, совпадающий во времени.


7) Теория и искусство красноречия.


8) Музыкальное вступление к опере, балету.


  1. Избитый, лишенный свежести, оригинальности.


10) Пересадка с последующим приживлением тканей и органов.


3. Разберите по составу все самостоятельные слова в строчке из стихотворения О. Мандельштама. Какие из них имеют строение «корень – суффикс – окончание»?


И в темноте растет кипенье – чаинок легкая возня…


4. В отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» найдите имена существительные, которые употребляются а) и в единственном, и во множественном числе; б) только в единственном числе; в) только во множественном числе.


Веселый праздник именин.

С утра дом Лариных гостями 

Весь полон; целыми семьями 

Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях.


5. Охарактеризуйте предложения 1) по характеру грамматической основы, 2) по полноте строения. Разберите по членам предложения.


Что опыт? Вздор! Нет опыта любви.

Любовь и есть отсутствие былого (Б. Ахмадулина).


6. Какому писателю посвящено стихотворение Павла Антокольского? Какие произведения этого автора упоминаются в стихотворении?


Он был никто. Безграмотный бездельник.

Стратфордский браконьер, гроза лесничих,

Веселый друг в компании Фальстафа.

И кто еще? Назойливый вздыхатель

Какой-то смуглой леди из предместья.


И кто еще? Комедиант, король,

Седая ведьма с наговором порчи,

Венецианка, римский заговорщик –

Иль это только сыгранная роль?


И вот герой, забывший свой пароль,

Чья шпага – истина, чей враг – король,

Чей силлогизм столь праведен и горек,

Что от него воскреснет бедный Йорик, –

Иль это недоигранная роль?


7. О чем идет речь в стихотворении Ю. А. Нелединского-Мелецкого, русского поэта XVIII века? Как называется литературная форма, которая помогла вам разгадать загадку?


Довольно именем известна я своим;

Равно клянется плут и непорочный им;

Утехой в бедствиях всего бываю боле;

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле;

Блаженству чистых душ могу служить одна;

А меж злодеями – не быть я создана.


Ссылка на файл с ответами - ссылка