1. Какой стилистический прием положен в основу данной фразы? Поясните, в чем суть этого приема.
Я и ты база бытия (Д. Авалиани).
. ■ . с
2. Вспомните, какие из заключенных в скобки устаревших слов были использованы поэтами и писателями в произведениях из школьной программы.
Но тих был наш (острог, уезд, бивак) открытый. (М.Лермонтов, «Бородино»)
Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой (вежды, взоры очи). (А. Пушкин, «Зимнее утро»)
Ах! Боже мой! Он (карбонари, камердинер, карабинер)!.. Опасный человек! (А. Грибоедов, «Горе от ума»)
Ну, так теперь хотя по-русски прочти (запятки, зады, мадригалы), Митрофанушка. (Д.Фонвизин, «Недоросль»)
Тут бедный Фока мой, Как ни люби уху, Но от беды такой, Схватя в охапку (лорнет, булат, кушак) и шапку, Скорей без памяти домой. (И.Крылов, «Демьянова уха»)
3. Восстановите слова, добавив вместо значений, указанных в скобках, греческие приставки или корни.
Образец: (‘новый’) классицизм — неоклассицизм.
(‘Над, сверх’) инфляция; 2) (‘против’) вирус; 3) (‘жизнь’) динамика;
4) (‘сам’) гипноз; 5) (‘далеко’) камера.
4. Решите орфографические задачи в небылице «Правописание гласных после шипящих». Произведите морфемный разбор всех знаменательных частей речи.
Приглаш..нный лягуш..нком-обж..рой чудач..к медвеж..ночек обреч..нно ш..л в ш..лковой рубаш..нке и кумач..вой шапч..нке, нагруж..нный копч..ностями, анч..усами, печ..ночными пирож..чками, кош..лкой с крыж..вником, алыч..й и сгущ..нкой. (О. Добревич)
5. Объедините слова в три группы: а) образованные от существительных; б) образованные от прилагательных; в) образованные от глаголов. В производных словах обозначьте словообразовательные средства.
1) экскурсантка; 2) по-чешски; 3) воодушевлять; 4) супермодель;
одаль; 6) окаменелость; 7) внутригосударственный; 8) засмотреться.
6. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.
Бьют часы, возвестившие осень: тяжелее, чем в прошлом году, ударяется яблоко оземь –
столько раз, сколько яблок в саду.
Этой музыкой, внятной и важной, кто твердит, что часы не стоят?
Совершает поступок отважный,
но как будто бездействует сад.
Всё заметней в природе печальной выраженье любви и родства,
словно ты — не свидетель случайный, а виновник ее торжества.
Белла Ахмадулина
7. Определите, в каких рядах в словосочетаниях представлен один вид подчинительной связи, а в каких — разные. Назовите виды связи.
Трое друзей; нечто загадочное;
счастлив вдвойне; увидев знакомого;
догадливый малыш; после двух спектаклей;
не его проблемы; приехал домой;
все самое интересное; познавший страх;
сильнее богатыря; нужно каждому;
прийти вопреки запрету; говорить без умолку.
8. Решите пунктуационные задачи в простых осложненных предложениях. Укажите, чем они осложнены.
Любовь как считают многие есть истинное блаженство (О. Добревич).
Мы заблуждались юный брат в своем наивном аскетизме
(Я. Смеляков).Ей пришла в голову непривычная невероятная невозможная мысль
(А. Грин).С берега долетал то затихая то усиливаясь шелест подсыхающей травы (К. Паустовский).
Любовь хранит всегда закон неизмеримый отстаивать и повторять свои права (Д. Смирнов).
И отовсюду из каждого дома двора из каждой руины и переулка бежало навстречу нам эхо (К. Паустовский).
Несмотря на запрет врачей я написал в Малеевке повесть «Колхиду» (К. Паустовский).
Всегда приветливый вежливый сдержанный Алексей вел себя агрессивно и вызывающе (О. Добревич).
Находка оказалась настоящей реликвией альбомом семейных фотографий Набокова (В. Арзамасцев).
х
Анна Павловна Я это поняла еще в прошлом году всегда рассчитывает только на себя (О. Добревич).
ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
По утверждению Дж. Г. Байрона, «Вся наша жизнь - сплошные междометия...». Так, по его словам, одним «ах» можно выразить все на свете — «надежду, грусть, унынье или страх». А что выражают междометия, которые употребляют в своей речи герои «Горя от ума» в приведенных фрагментах? Назовите эпизоды комедии и их участников.
1)
Вот и другой.
Ах, батюшка, сон в руку. (Уходит.)
(ей вслед вполголоса)
Проклятый сон.
2)
Мой ангел, бога ради
От двери дальше отойди.
(глаза к небу)
Ах! матушка!
Ну, бог тебя суди;
Уж точно, стал не тот в короткое ты время;
Не в прошлом ли году, в конце,
В полку тебя я знал? <...>
(со вздохом)
-Эх! братец! славное тогда житье-то было.
Имя этого древнегреческого поэта, ставшее нарицательным, овеяно легендами. Самое известное предание повествует о том, как этот поэт был спасен дельфином. Назовите имя героя античного мифа. Какой русский поэт спустя 25 веков от имени легендарного певца написал стихотворение? Какой аллегорический смысл автор вложил в стихотворение и почему напечатал его без подписи?
К кому обращены следующие пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила»?
Поэзии чудесный гений,
Певец таинственных видений,
Любви, мечтаний и чертей,
Могил и рая верный житель,
И музы ветреной моей Наперсник, пестун и хранитель!
Какие образы и мотивы «поэзии чудесного гения» обыгрываются Пушкиным в данном отрывке? Назовите произведения (три и более) адресата поэтического обращения. Почему Пушкин называет этого поэта «наперсником, пестуном и хранителем» своей музы?
Кто (что) «скрывается» за местоимениями в следующих фрагментах произведений? Назовите авторов и произведения, из которых взяты эти строки.
1)
Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!
Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,
Что видишь, всё твое; везде в своем дому,
Не просишь ни о чем, не должен никому.
2)
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток.
Ссылка на файл с ответами - ссылка