четверг, 11 марта 2021 г.

III этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2012/2013 учебный год (9 класс)

 1. Какой стилистический прием положен в основу данной фразы? Поясните, в чем суть этого приема.

Я и ты база бытия (Д. Авалиани).

. ■ . с

2. Вспомните, какие из заключенных в скобки устаревших слов были использованы поэтами и писателями в произведениях из школьной программы.

  1. Но тих был наш (острог, уезд, бивак) открытый. (М.Лермонтов, «Бородино»)

  2. Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой (вежды, взоры очи). (А. Пушкин, «Зимнее утро»)

  3. Ах! Боже мой! Он (карбонари, камердинер, карабинер)!.. Опасный человек! (А. Грибоедов, «Горе от ума»)

  4. Ну, так теперь хотя по-русски прочти (запятки, зады, мадригалы), Митрофанушка. (Д.Фонвизин, «Недоросль»)

  5. Тут бедный Фока мой, Как ни люби уху, Но от беды такой, Схватя в охапку (лорнет, булат, кушак) и шапку, Скорей без памяти домой. (И.Крылов, «Демьянова уха»)

3. Восстановите слова, добавив вместо значений, указанных в скобках, греческие приставки или корни.

Образец: (‘новый’) классицизм —  неоклассицизм.

  1. (‘Над, сверх’) инфляция; 2) (‘против’) вирус; 3) (‘жизнь’) динамика;

4) (‘сам’) гипноз; 5) (‘далеко’) камера.


4. Решите орфографические задачи в небылице «Правописание гласных после шипящих». Произведите морфемный разбор всех знаменательных частей речи.

Приглаш..нный лягуш..нком-обж..рой чудач..к медвеж..ночек обреч..нно ш..л в ш..лковой рубаш..нке и кумач..вой шапч..нке, нагруж..нный копч..ностями, анч..усами, печ..ночными пирож..чками, кош..лкой с крыж..вником, алыч..й и сгущ..нкой. (О. Добревич)

5. Объедините слова в три группы: а) образованные от существительных; б) образованные от прилагательных; в) образованные от глаголов. В производных словах обозначьте словообразовательные средства.

1) экскурсантка; 2) по-чешски; 3) воодушевлять; 4) супермодель;

  1. одаль; 6) окаменелость; 7) внутригосударственный; 8) засмотреться.

6. Определите, какими частями речи являются выделенные слова.

Бьют часы, возвестившие осень: тяжелее, чем в прошлом году, ударяется яблоко оземь – 

столько раз, сколько яблок в саду.


Этой музыкой, внятной и важной, кто твердит, что часы не стоят?

Совершает поступок отважный,
но как будто бездействует сад.

Всё заметней в природе печальной выраженье любви и родства, 

словно ты —  не свидетель случайный, а виновник ее торжества.

Белла Ахмадулина

7. Определите, в каких рядах в словосочетаниях представлен один вид подчинительной связи, а в каких —  разные. Назовите виды связи.

  1. Трое друзей; нечто загадочное;

  2. счастлив вдвойне; увидев знакомого;

  3. догадливый малыш; после двух спектаклей;

  4. не его проблемы; приехал домой;

  5. все самое интересное; познавший страх;

  6. сильнее богатыря; нужно каждому;

  7. прийти вопреки запрету; говорить без умолку.

8. Решите пунктуационные задачи в простых осложненных предложениях. Укажите, чем они осложнены.

  1. Любовь как считают многие есть истинное блаженство (О. Добревич).

  2. Мы заблуждались юный брат в своем наивном аскетизме
    (Я. Смеляков).

  3. Ей пришла в голову непривычная невероятная невозможная мысль
    (А. Грин).

  4. С берега долетал то затихая то усиливаясь шелест подсыхающей травы (К. Паустовский).

  5. Любовь хранит всегда закон неизмеримый отстаивать и повторять свои права (Д. Смирнов).

  6. И отовсюду из каждого дома двора из каждой руины и переулка бежало навстречу нам эхо (К. Паустовский).

  7. Несмотря на запрет врачей я написал в Малеевке повесть «Колхиду» (К. Паустовский).

  8. Всегда приветливый вежливый сдержанный Алексей вел себя агрессивно и вызывающе (О. Добревич).

  9. Находка оказалась настоящей реликвией альбомом семейных фотографий Набокова (В. Арзамасцев).

х

  1. Анна Павловна Я это поняла еще в прошлом году всегда рассчитывает только на себя (О. Добревич).

ЗАДАНИЯ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

  1. По утверждению Дж. Г. Байрона, «Вся наша жизнь - сплошные междометия...». Так, по его словам, одним «ах» можно выразить все на свете —  «надежду, грусть, унынье или страх». А что выражают междометия, которые употребляют в своей речи герои «Горя от ума» в приведенных фрагментах? Назовите эпизоды комедии и их участников.

1)

  • Вот и другой.

  • Ах, батюшка, сон в руку. (Уходит.)

(ей вслед вполголоса)

  • Проклятый сон.

2)

  • Мой ангел, бога ради

От двери дальше отойди.

(глаза к небу)

  • Ах! матушка!

  • Ну, бог тебя суди;

Уж точно, стал не тот в короткое ты время;

Не в прошлом ли году, в конце,

В полку тебя я знал? <...>

(со вздохом)

-Эх! братец! славное тогда житье-то было.

  1. Имя этого древнегреческого поэта, ставшее нарицательным, овеяно легендами. Самое известное предание повествует о том, как этот поэт был спасен дельфином. Назовите имя героя античного мифа. Какой русский поэт спустя 25 веков от имени легендарного певца написал стихотворение? Какой аллегорический смысл автор вложил в стихотворение и почему напечатал его без подписи?

  2. К кому обращены следующие пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила»?

Поэзии чудесный гений,

Певец таинственных видений,

Любви, мечтаний и чертей,

Могил и рая верный житель,

И музы ветреной моей Наперсник, пестун и хранитель!

Какие образы и мотивы «поэзии чудесного гения» обыгрываются Пушкиным в данном отрывке? Назовите произведения (три и более) адресата поэтического обращения. Почему Пушкин называет этого поэта «наперсником, пестуном и хранителем» своей музы?

  1. Кто (что) «скрывается» за местоимениями в следующих фрагментах произведений? Назовите авторов и произведения, из которых взяты эти строки.

1)

Ты ангел во плоти, иль, лучше, ты бесплотен!

Ты скачешь и поешь, свободен, беззаботен,

Что видишь, всё твое; везде в своем дому,

Не просишь ни о чем, не должен никому.

2)

Жил он в громе дедовских побед,

Знал немало подвигов и схваток,

И на стадо лебедей чуть свет

Выпускал он соколов десяток.


Ссылка на файл с ответами - ссылка