четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2013/2014 учебный год (5 класс)

1. Посчитайте количество звуков в парах слов. Запишите число в скобках. Поставьте между словами в парах математический знак =, если количество звуков в них совпадает, < или >, если не совпадает. 

Южная (  ) нужная (   );

её (  ) меня (  ); 

няня (   ) альт (  );

местность (   ) лесники (   )

май (   ) моя (   )

сшить (   ) темно (   )

водомёт (   ) потерять (   ). 

2. Найдите и запишите правильный ответ. 
В каком слове нет окончания? 

Тёмный, темнота, темнеть, потемнела.   _______________________

В каком слове 2 суффикса?

Доброта, добрый, добренький, подобреть. ______________________

В каком слове нет приставки?

Заскочить, заморозки, законный, Загорье. _______________________

Найдите «лишнее» в ряду слов. 

Подрубить, подумать, подыскать, подковать. __________________

Какое слово соответствует схеме корень + суффикс + суффикс + постфикс. 

Веселиться, веселить, веселятся, веселился. ______________________

3. Подберите к данным именам прилагательным слова с близким значением так, чтобы их начальные буквы сложились в слово СИНОНИМ.

Ветхий – С_____________

активный – И_______________

малорослый – Н_____________

трусливый – О______________

верный – Н_______________

увлекательный – И_____________

студёный – М________________ .

4. Выпишите словосочетания. 

1)зелёный и оранжевый; 2)волчий хвост; 3)из-под камня; 4)полёт кукушки; 5)мудрая мысль; 6)рано проснуться; 7)журавли курлыкали; 8)у дома; 9)играть на гармошке; 10)музыка звучит.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Составьте схемы предложений. 
Ползут по деревьям туманы, фонтаны умолкли в саду. 

_________________________________________________________________

Тростник шумел, шуршал и слушал. 

____________________________________________________________________

Что ты, ивушка, загрустила?

___________________________________________________________________

«Как тебя зовут?» - спросили девочки.

____________________________________________________________________

Все ждали праздника: мальчики и девочки, папы и мамы, дедушки и бабушки. 

________________________________________________________________


6. Учащийся перепутал термины и их определения. Помогите ему разобраться, соединив их стрелками.  
  1. Описание природы в литературном произведении. 

А) Эпитет 

  1. Созвучие концов стихотворных строк. 

Б) Юмор

  1. Развёрнутое высказывание одного лица.  

В) Рифма

  1. Художественное определение, указывающее на какое-либо качество или свойство. 

Г) Монолог

  1. Вид комического, безобидный смех. 

Д) Пейзаж 


7. Вспомните и закончите сказочные выражения.

Присказка - ______________________________________________________________

Скоро сказка сказывается, ___________________________________________________

Ни в сказке сказать, _________________________________________________________

Растет не по дням, __________________________________________________________

Дни идут за днями, __________________________________________________________

Что ты, молодец, не весел ____________________________________________________

8. «Что в имени твоём?» Определите художественное произведение и его автора по именам главных и второстепенных героев. 

Имя героя

Название произведения

Автор

Дворник Герасим



Пашка Гераскин



Пан Тыбурций



Офицер Жилин 



Маленькая разбойница



Старик Антипыч



Виктор и Лиля



Павлуня



Чернавка 



Профессор 



Ссылка на файл с ответами - ссылка