четверг, 11 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2013/2014 учебный год (6 класс)

 Задание 1. Поставьте ударение в словах.

Банты, апостроф, кладовая, две простыни, мусоропровод, средства, две доски, брюшко, 

начала, столяр, шарфы, черпать


Задание 2. Выпишите слова, где есть соединительная морфема. Выделите ее графически.

Жар-птица, жаропонижающий, глубокоуважаемый, стометровый, быстрорастворимый, двухдневный, бортпроводница, серебристо-серый, пятиэтажный

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Школьники, живущие и обучающиеся в Беларуси, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита  ученики  Древней Греции? А Древней Руси?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. Вставьте пропущенные буквы, правильно определяя род заимствованных существительных. В чём особенность данных существительных?

Шумн.., многолюдн.. Осло. На главн.. авеню – уютн..кафе под названием «Розов.. фламинго». За столиком у стены, где висит изящн.. бра, сидят юн.. леди и лохмат.. хиппи. На леди свободн.. кимоно, на хиппи – потёртые джинсы, свитер и грязноват.. кашне. Обе жуют бутерброды с аппетитн.. салями и салат из свеж.. кольраби. Перед леди стоит абрикосов.. суфле, перед хиппи – крепк.. чёрн.. кофе.

____________________________________________________________________________

 

Задание 5.Выпишите номера предложений с речевыми ошибками:

1) На мебель были одеты чехлы.

2) Извините, я случайно наступил Вам на туфлю.

3) Сегодня футболисты покинули поле без голов.

4) В это время года рыба мечет икру.

5)Поздравляю Вас с Восьмым мартом.

_____________________________________________________________________________


Задание 6. Соедините имена героев литературных произведений и авторов этих произведений. В ответе напишите цифру и букву, например - 12-е:

1. Васютка а. Ю.Олеша

2. Алиса б. В.Астафьев

3. Робинзон Крузо в. Д.Дефо

4. Том Сойер г. Л.Кэрролл

5. Незнайка д. Ш.Перро

6. Герасим е. И.Крылов

7. Три толстяка ж. Н.Носов

8. Руслан з. И.Тургенев

9. Лисица и. Г.-Х.Андерсен

10. Герда к. А.Пушкин

11. Кот в сапогах л. М.Твен

_________________________________________________________________________

Задание  7. Определите по отрывку автора и название произведения.

1) «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как старый, только намного лучше   его и прекраснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отца, потому что он жил в камне».

2) «Этой весной снег в густых ельниках держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша  и Настя стали собираться за клюквой».

3) «Так начались для меня мучительные и неловкие дни. С самого утра я со страхом ждал того часа, когда мне придется остаться наедине с Лидией Михайловной и, ломая язык, повторять вслед за ней неудобные для произношения, придуманные только для наказания слова».

4) «Я зажмурился и снова открыл глаза. Еще раз зажмурился, еще раз открыл. По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

5) «Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был грек. Появился он в нашем классе с нового учебного года. До этого мы о нем не слышали и даже не знали, что такие математики могут быть».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8.Соотнесите термин и его определение.

Описание природы в литературном произведении

рифма

Разговор двух и более лиц

пейзаж

Созвучие концов строк

диалог

Иносказательно описывает предмет, учит 

угадывать задуманное

басня

Небольшое художественное произведение, 

изображающее отдельное событие в жизни человека

загадка

Иносказание, с помощью которого отвлеченное 

    понятие передается с помощью конкретного образа

антитеза

Небольшое произведение  повествовательного

 характера с нравоучительным содержанием

аллегория

Стилистическая фигура, основанная 

 на противопоставлении понятий, образов

рассказ


Ссылка на файл с ответами - ссылка