пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2016/2017 учебный год (11 класс)

 1. Восстановите пропущенные фрагменты текста.

Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют __________________________, или _____________________. В русском языке _______ буквы: _____ букв обозначают гласные звуки и ___ – согласные. Две буквы – __ и ___ – не обозначают звуков. Слово ______________ состоит из греческих слов _______________ и ___________. Слово ______________ состоит из названий первых букв русского алфавита – _____ и __________. Буквы изучаются в разделе лингвистики, который называется _________________________ .


2. На каком лингвистическом явлении основано стихотворение
С. Кирсанова? Свой ответ поясните.

Птичий клин

Когда на мартовских полях

лежала толща белая,

сидел я с книгой, на полях

свои пометки делая.

И в миг, когда мое перо

касалось граф тетрадочных,

вдруг журавлиное перо

с небес упало радужных.

А в облаках летел журавль,

и не один, а стаями,

крича скрипуче, как журавль,

в колодец спускаемый.

На север мчался птичий клин

и ставил птички в графике,

обыкновенный город Клин

предпочитая Африке.

Журавль был южный, но зато

он в гости к нам пожаловал!

Благодарю его за то,

что мне перо пожаловал.

3. Восстановите фразеологизмы, вставив пропущенное слово. Объясните значение фразеологизмов.


1) Ворона в … перьях, 2) вывести на … воду, 3) держать за … печатями, 4) колосс на … ногах, 5) прийти к … разбору.


4. Выполните разбор по составу всех самостоятельных слов в предложении.


Белка песенку поет, золотой орех грызет, изумрудец вынимает и в мешочек опускает (А. Пушкин).


5. Из стихотворения К. Бальмонта выпишите все местоимения, определите их разряд по значению.


Будем как солнце! Забудем о том,

Кто нас ведет по пути золотому,

Будем лишь помнить, что вечно к иному,

К новому, сильному, к доброму, к злому,

Ярко стремимся мы в сне золотом.

Будем молиться всегда неземному

В нашем хотенье земном!

Будем, как солнце, всегда – молодое,

Нежно ласкать огневые цветы,

Воздух прозрачный и все золотое.

Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,

Будь воплощеньем внезапной мечты!


6. Определите частеречную принадлежность выделенного слова.

1) Он только проснулся. 2) Только он проснулся. 3) Только зазвенел будильник, он проснулся. 4) Он не только проснулся, но и успел сделать зарядку.


7. Прочитайте пословицы о языке, речи, слове. По модели каких предложений они построены? Если предложение сложное, отметьте это, определите вид сложного предложения. Определите вид предложений (частей сложных предложений) по характеру грамматической основы. Подчеркните главные члены предложения. 


  1. Что написано пером, того не вырубишь топором.


  1. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.


  1. Хорошую речь хорошо и слушать.


  1. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай.


  1. Человеческое слово острее стрелы.


  1. Пулей попадешь в одного, а словом – в тысячу.


8. Назовите основные жанры древнерусской литературы.


9. В 2016 году отмечается 305 лет со дня рождения  одного из классиков русской литературы. Назовите этого писателя и годы его жизни.


10. О чьей творческой манере так писал Н. Г. Чернышевский?


«Особенность таланта … состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином».


Ссылка на файл - ссылка

Ссылка на файл с ответами - ссылка