пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2016/2017 учебный год (10 класс)

 1. О «могуществе» какой важнейшей приметы звучащей речи написал в стихах С. Я. Маршак? Каково ее назначение? 

Как лишний вес мешает кораблю, 

Так лишние слова вредят герою. 

Слова «Я вас люблю» звучат порою 

Сильнее слов «Я очень вас люблю». 

2. Назовите одним словом. 


  1. Человек, занимающийся изучением культуры и истории народа. 


  1. Человек, занимающийся выведением новых и улучшением существующих сортов растений, пород животных. 


  1. Дипломатический работник, специализирующийся в какой-либо определенной области (например, по вопросам культуры, военного дела и др.). 


  1. Лицо, финансирующее что-либо или кого-либо и обычно рекламирующее при этом себя или свою продукцию. 


  1. Человек, верящий в неотвратимость судьбы. 


6. Лицо, посылаемое Церковью для распространения религии, а также с благотворительными целями. 


3. Определите значение приведенных ниже фразеологизмов и ответьте на вопросы. 


  1. Существует фразеологизм повесить нос. А какой фразеологизм указывает, куда его можно повесить? 


  1. Существует фразеологизм разводить турусы. А какой фразеологизм указывает, где их можно разводить? 


  1. Существует фразеологизм кровь стынет. А какой фразеологизм указывает, где она стынет? 


  1. Существует фразеологизм пить чашу до дна. А какой фразеологизм указывает, какая эта чаша? 


  1. Существует фразеологизм смазывать пятки. А какой фразеологизм указывает, чем их надо смазывать? 


  1. Существует фразеологизм винтиков не хватает. А какой фразеологизм указывает, где их не хватает? 


  1. Существует фразеологизм впитывать с молоком. А какой фразеологизм указывает, чьим должно быть молоко?


  1. Существует фразеологизм стричь под одну гребенку. А какой фразеологизм указывает, кого надо стричь? 


4. Разберите по составу глагольные формы. 


Гуляли, пели, загорали, 

Ныряли, плавали, гребли, 

Удили, рвали, собирали, 

Варили, жарили, пекли. 

(И. Фоняков. Лето)


5. Выполните словообразовательный разбор данных глаголов. 


Рассмеяться


Усмехаться


Посмеиваться


Смеяться


Осмеиваться


Усмехнуться


6. Прилагательное общий многозначно. Учитывая его значения, приведенные ниже, определите, в каких случаях возможно образование краткой формы, а в каких – нет. 


  1. Свойственный всем, касающийся всех. Общий язык. Общее мнение. Общее правило. Общее собрание


  1. Производимый, используемый совместно, коллективный, принадлежащий всем. Общий труд. Общие книги, вещи.


  1. Взаимный, совпадающий с кем-нибудь или с чем-нибудь. Общие интересы у кого-нибудь


  1. Целый, весь. Общий итог. Общее количество посетителей


  1. Касающийся основ чего-нибудь. Общие вопросы теории


  1. Содержащий только самое существенное, без подробностей. Изложить что-нибудь в общих чертах. Самое общее впечатление


7. Названия телевизионных передач часто оформляются как простые предложения. Определите, какие из этих предложений являются двусоставными, а какие односоставными. Для односоставных предложений укажите их тип (назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное). Двусоставные предложения охарактеризуйте по полноте строения. 


  1. 10 самых больших ошибок. 


  1. Следствие вели…


  1. Успеть за 24 часа. 


  1. Почему я? 


  1. Разыскивается отдых. 


  1. Не дай себя обмануть! 


  1. Что почем? 


  1. Едим дома. 


  1. Легко ли быть молодым? 

8. Какой лирический жанр критик В. Г. Белинский характеризовал как «песню грустного содержания»? Среди наиболее ярких его представителей есть один известный поэт. Ему принадлежат, например, следующие произведения, написанные в этом жанре: «Сельское кладбище», «Вечер», «Море». Назовите этого поэта. Родоначальником и одним из ярких представителей какого литературного направления он считается? 


9. Анализируя особенности создания художественных образов в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», литературовед Н. Н. Прокофьева отмечает: «Литературный портрет имеет у Гоголя характерные черты. Он выделяет во внешности героя, как и в его характере, одну ведущую черту. У_______________ это – бакенбарды, у_____________ – губы, у ______________– округлые щеки, у___________ – косолапая походка. Мы можем даже встретить героя, охарактеризованного только через запах, – это_____________». Назовите героев, чьи ведущие черты указаны. Кому из перечисленных в цитате героев в поэме дана биография? 


10. Первоначальное название этого произведения в двух частях, известное по рукописи, – «Один из героев начала века». Главы этого произведения расположены так, что события, описанные во второй части, предшествуют тем, о которых повествуется в первой. Укажите окончательное название данного произведения, его жанр и автора. 


Ссылка на файл - ссылка 


Ссылка на файл с ответами - ссылка