1. Обоснуйте выбор написания приставок ПРЕ- и ПРИ-, вставив пропущенные буквы и заполнив таблицу.
2. Решите мини-тест по лексике, выбрав верные утверждения.
1) С точки зрения происхождения слова делятся на архаизмы, историзмы и неологизмы.
2) Существительные колено и исключение являются многозначными словами.
3) Омонимы – разные или частично совпадающие по значению слова, похожие по звучанию и написанию, часто родственные.
4) Прилагательные в парах, гарантийный – гарантированный,
драматичный – драматический являются паронимами.
5) Слова бюджет, рейтинг и волейбол заимствованы из английского языка.
6) Историзмы – это слова, устаревшие вследствие того, что они были вытеснены другими названиями тех же самых явлений и понятий.
7) Основу текстов разных стилей составляют стилистически окрашенные слова.
8) Прилагательные умный, спокойный, безветренный являются стилистически нейтральными.
9) В предложении Несколько дней не играют в этой ситуации особого значения нарушена норма лексической сочетаемости слов.
10) В предложении Новые идеи не рождаются в конформистской среде лексическая норма не нарушена.
3. Сыграйте в морфемную игру «Эта многоликая В», обозначив во всех словах морфему, в которую входит данная буква.
4. Даны слова из «Бестолкового словаря». Этот словарь предполагает неверные, но правдоподобные и неожиданные толкования слов. Произведите словообразовательный разбор предложенных слов, учитывая их «новое» значение.
Задачник – ‘постройка за дачей’.
Умножитель – ‘человек, живущий по уму’.
Проводник – ‘электрик’.
Чистотел – ‘баня’.
5. Внимание! «Чужой» среди «своих». Найди его в каждом ряду, определив спряжение глаголов.
Проститься, расстелить, услышать;
Разбежаться, захотеть, просмотреть;
Передать, опоздать, надоесть;
Предвидеть, брить, удивлять.
6. Установите соответствия между столбцами таблицы, определив тип односоставного предложения.
7. Исправьте ошибки в разборе по членам предложения:
Каждый из моих друзей после работы в последнее время возвращается молчаливым.
У нее уже с прошлого года обе дочери замужем за братьями-близнецами.
В движеньях горделивой головы ее уже были заметны досада и обида.
Девушка с голубыми глазами приехала в Минск поступать в Академию искусств.
5) В прошлом году троим архитекторам уже поручили целый коттеджный поселок построить.
8. Приведенные ниже цитаты – вторые строчки из разных стихотворений А.С.Пушкина. Вспомните первую строчку каждого произведения и укажите название стихотворения.
…
Голубка дряхлая моя!
…
Вихри снежные крутя;
…
В последний раз передо мной…
…
Еще ты дремлешь, друг прелестный…
9. О каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Как называется это произведение и кто его автор? От чьего лица ведется повествование?
Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…
10. Узнайте литературоведческие термины по их определениям.
1) … – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо.
2) … – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.
3) … – стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия.
4) … – троп, основанный на преувеличении размера, силы, признаков, качеств, значения лица или предмета.
5) … – событие, с которого начинается развитие действия в произведении.
6) … – двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Ссылка на файл - ссылка
Ссылка на файл с ответами - ссылка