пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2016/2017 учебный год (9 класс)

 1. Обоснуйте выбор написания приставок ПРЕ- и ПРИ-, вставив пропущенные буквы и заполнив таблицу.


ПРИМЕРЫ

ОБОСНОВАНИЕ НАПИСАНИЯ

1) пр..ступить закон




2) пр..хорошенькая малышка 




3) пр..парковаться возле офиса




4) пр..усадебный участок




5) пр..успевать в бизнесе




6) пр..встать от неожиданности




7) пр..учить к аккуратности




8) пр..избыток чувств




9) пр..прятать ценную вещь




10) пр..творить мечту 




11) пр..плясывать от радости




12) пр..паять провод





2. Решите мини-тест по лексике, выбрав верные утверждения.

1) С точки зрения происхождения слова делятся на архаизмы, историзмы и неологизмы.

2) Существительные колено и исключение являются многозначными словами.

3) Омонимы – разные или частично совпадающие по значению слова, похожие по звучанию и написанию, часто родственные.

4) Прилагательные в парах, гарантийный – гарантированный,

драматичный – драматический являются паронимами.

5) Слова бюджет, рейтинг и волейбол заимствованы из английского языка.

6) Историзмы – это слова, устаревшие вследствие того, что они были вытеснены другими названиями тех же самых явлений и понятий.

7) Основу текстов разных стилей составляют стилистически окрашенные слова.

8) Прилагательные умный, спокойный, безветренный являются стилистически нейтральными. 

9) В предложении Несколько дней не играют в этой ситуации особого значения нарушена норма лексической сочетаемости слов.

10) В предложении Новые идеи не рождаются в конформистской среде лексическая норма не нарушена.

3. Сыграйте в морфемную игру «Эта многоликая В», обозначив во всех словах морфему, в которую входит данная буква.


1) припев

5) отвыкать

9) построив

13) издавать

2) вперед

6) бритва

10) закоптившийся

14) синеватый

3) невосполнимый

7) прославленный

11) сопровождение

15) многоречивый

4) платьев

8) успокоившись

12) противоугонный

16) высокий

4. Даны слова из «Бестолкового словаря». Этот словарь предполагает неверные, но правдоподобные и неожиданные толкования слов. Произведите словообразовательный разбор предложенных слов, учитывая их «новое» значение.

  1. Задачник – ‘постройка за дачей’.


  1. Умножитель – ‘человек, живущий по уму’.


  1. Проводник – ‘электрик’.


  1. Чистотел – ‘баня’.

5. Внимание! «Чужой» среди «своих». Найди его в каждом ряду, определив спряжение глаголов.

  1. Проститься, расстелить, услышать;


  1. Разбежаться, захотеть, просмотреть;


  1. Передать, опоздать, надоесть;


  1. Предвидеть, брить, удивлять. 

6. Установите соответствия между столбцами таблицы, определив тип односоставного предложения.

А. Раисы Григорьевны до сих пор нет дома.

1. Определенно-личное.


Б. Иванов, срочно зайдите в кабинет главного бухгалтера!

2. Неопределенно-личное.


В. Как отдохнули без меня в Греции, Анна Петровна?


3. Безличное.

Г. Красивый закат, удивляющий контрастностью цветов.


Д. Валентине Леонидовне хочется всего самого вкусного. 


Е. Как всегда, вам зададут после презентации несколько вопросов.

4. Назывное.




7. Исправьте ошибки в разборе по членам предложения:

  1. Каждый из моих друзей после работы в последнее время возвращается молчаливым.


  1. У нее уже с прошлого года обе дочери замужем за братьями-близнецами.


  1. В движеньях горделивой головы ее уже были  заметны досада и обида.


  1. Девушка с голубыми глазами приехала в Минск поступать в Академию искусств.


5) В прошлом году троим архитекторам уже поручили целый коттеджный поселок построить.


8. Приведенные ниже цитаты – вторые строчки из разных стихотворений А.С.Пушкина. Вспомните первую строчку каждого произведения и укажите название стихотворения.


Голубка дряхлая моя!

Вихри снежные крутя;

В последний раз передо мной…

Еще ты дремлешь, друг прелестный…

9. О каком событии русской истории идет речь в данном отрывке? Как называется это произведение и кто его автор? От чьего лица ведется повествование?

Не стану описывать нашего похода и окончания войны. Скажу коротко, что бедствие доходило до крайности. Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти. Правление было всюду прекращено: помещики укрывались по лесам. Шайки разбойников злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…

10. Узнайте литературоведческие термины по их определениям.

1) … – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо.

2) … – перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.

3) … – стихотворение грустного содержания, в котором выражаются мотивы личных переживаний: одиночество, разочарование, страдание, бренность земного бытия.

4) … – троп, основанный на преувеличении размера, силы, признаков, качеств, значения лица или предмета.

5) … – событие, с которого начинается развитие действия в произведении.

6) … – двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Ссылка на файл - ссылка

Ссылка на файл с ответами - ссылка