пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2016/2017 учебный год (11 класс)

 1. Распределите слова по группам, указанным в таблице: 

Слова с материально выраженным окончанием

Слова с нулевым 

окончанием

Слова, не имеющие окончания




Узка, вымыта, третий, датировал, иногороднее, издав, брести, синий, станция, какой-то, гений, линий, удостоен, олений, чей, иней, должен, семей, досуха, добрее, танго, через.

2. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

1. Болезненный, тяжёлый сон называют ...

2. В освоении космоса у России есть неоспоримый ...

3. Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют ...

4. Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой болезни называют ...

5. Каждый из нас, склонных к роскоши и праздности, в душе немного ...

6. Если вам не могут дать требуемое, то, скорее всего, предложат ...

7. Исключительное право человека или организации — это...


Д...в...львация, с...б...рит, д...гр...дация, р...аб...л...тация, л...т...ргический, пр...р...тет, л...в...лас, пр...р...гатива, м...л...нхолия, п...н...гирик, п...рл...мутр, ф...л...нтроп, же...в...лент, ...м...нс...пация.


3. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах. Укажите тип ошибки. 

А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.

Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.

В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.

Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему ближе и доступнее.


4. Охарактеризуйте данные предложения по составу грамматической основы (односоставное, двусоставное). Определите тип односоставных предложений.

1) В жизни его нет никакого другого смысла, кроме продления самой жизни.

2) Сядет на подоконник и читает нараспев свою новую поэму.

3) Мне хотелось сказать ей что-то утешающее и обнадёживающее.

4) Его слова как река мудрости.

5) Хочу понять и выразить что-то происходящее во мне.

6) В редакции предоставили, несмотря на отсутствие опыта, уникальную возможность вести собственную рубрику.

7) Ветхие домишки, покосившиеся заборы, пыльная дорога.


5. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

А) Птицы одинакового оперенья держатся вместе - 

Б) Когда море вернет всех погибших в нем - 

В) У него еще за ушами не просохло - 

Г) Для каждой собаки наступит её день - 

Д) Не стоит пороха и дроби – 


6. Что связывает Черную речку и гору Машук? 


7. Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). 

а) Термин «палиндром» означает «слово, фраза или стих, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево».

б)  «Онегинская строфа» имеет структуру AbAbCCddEffEGG.

в)  Ода — в Древней Греции первоначально лирическое стихотворение на различные темы, исполнявшееся хором с музыкальным сопровождением; в эпоху классицизма — торжественное стихотворение, написанное в высоком стиле.

г)  В стихах «Читал охотно Апулея, / А Цицерона не читал» выделенные курсивом слова — метафоры. 

д)  В стихах «Я видывал, как она косит: / Что взмах — то готова копна» использована стилистическая фигура гипербола.

е)  Гротеск — стиль в искусстве и литературе, подразумевающий высшую степень жизнеподобия.


Ссылка на файл с ответами - ссылка