пятница, 12 марта 2021 г.

I этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2016/2017 учебный год (10 класс)

 Задание  1. Определите, о каких пяти звуках идёт речь, составьте из них мужское имя. Покажите, каким образом Вы нашли необходимые звуки.

1) Звук, который может превратить подневольного человека  в  представителя членистоногих,  название которого используется в устойчивом выражении со значением ‘в неопределённом будущем’;

2) если этот звук забрать у красного цветка и добавить к хвалебной песни, то получится слово, называющее совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде обычно недолгое  время;

3) ударный звук в названии профессии человека, который занимается

обработкой дерева;

4) звук, отличающий глубокую канаву, вырытую в земле, от протяжного, громкого и напряжённого крика животного;

5) звук, на который часто ошибочно ставят ударение в названии растения из рода одно- и многолетних трав и полукустарников с  продолговатыми съедобными листьями кислого вкуса.

Задание 2. Прочитайте значения и восстановите фразеологизмы, в каждом из которых присутствуют цветовые прилагательные. Как Вы считаете, в основе значения всех ли прилагательных в найденных выражениях лежит идея цвета? Объясните свой ответ. 

1. Свободный путь, без препятствий и задержек.

2. О том, кто обладает большой властью, но не занимает соответствующего

высокого положения и остаётся в тени.

3. О человеке дворянского, аристократического происхождения.

4. Особенно мелодичное, красивое звучание колоколов.

5. Неисследованная территория или неизученная часть чего-либо.

6. Периодические издания низкого качества, печатающие непроверенные

сведения.

Задание 3. Проанализируйте морфемный состав следующих слов. Покажите графически, чем является  -инк- в  каждом из них.

Бисеринка, грудинка, заминка, картинка, кровинка, кувшинка, начинка, серединка, тартинка, чаинка.

Задание  4. Известно, что слово же может выступать в роли союза или частицы и иметь разные оттенки значения. Определите, какой частью речи в данных предложениях является слово ЖЕ,   опишите, какое значение оно выражает.

1. Брату шесть лет, сестре же – восемь.

2. Отцу семьдесят лет, выглядит же он на пятьдесят.

3. На улице мороз, он же ходит без шапки.

4. Как только приедешь, сразу же позвони.

5. У меня тот же телефон, что и раньше.

6. На нижней полке у меня лежат журналы, над ними – учебники, на самом же верху – словари.

7. Все зрители, особенно же дети, аплодировали артистам.

Задание 5. Найдите главные члены в предложениях. Укажите, где подлежащее, а где сказуемое. 

1. До Львова около ста километров.

2. Охотница была до цветов, как девчонка.

3. Тут похрабрей тебя есть.

4. Известно, что слоны в диковинку у нас.

5. Слушать его было одно наслаждение.

Задание 6. Выберите верное толкование приведённых ниже реалий или устаревших слов из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» (одно из предлагаемых трёх). Запишите верные варианты (комбинацию заглавной буквы и цифры).

А. Жёлтый дом: 1) здание Правительственного Сената; 2) лечебница для душевнобольных; 3) помещение для слуг-иностранцев.  

Б. Тупей (франц.): 1) глупый вельможа; 2) порода декоративной собачки с тупой мордой; 3) мужская прическа: собранный на затылке пучок волос. 

В. Куртаг (нем.): 1) приёмный день во дворце; 2) старинный головной убор знатной женщины; 3) общее количество кур в имении помещика.

Г. Тюрлюрлю:  1) женские нежности, наигранный обмен любезностями; 2) дамский наряд (накидка); 3) название модного французского курорта.

Д. Камер-юнкер: 1) воспитанник военного учебного заведения; 2) слуга, присматривающий за складскими помещениями; 3) младшее придворное звание. 

Е. Турусы: 1) уездный город к югу от Москвы; 2) болтовня, пустые разговоры; 3) предмет одежды: турецкие шаровары.

Задание  7. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

А) Ода и трагедия — высокие жанры классицизма.

Б) Лиризм, печаль или философское размышление о бренности земного бытия, выраженные в свободной стихотворной форме – черты жанра, который называется элегия.

В) «Тапер» – это рассказ А.П. Чехова.

Г) Хорей – это трёхсложный стихотворный размер.

Д) Реализм — это направление, к которому принадлежит поэма А.С. Пушкина «Кавказский пленник».


Ссылка на файл с ответами - ссылка