Задание №1. Определите фонетическую закономерность, с учетом которой сгруппированы звуки в каждом ряду.
1. [й], [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’]______________________________
2. [ж], [ш], [ц]____________________________________________________
3. [ж], [ш], [ч’], [ш’]___________________________________________________
4. [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’]________________________________________________
5. [й], [ч’], [ш’]_______________________________________________________
Задание №2. Подберите двадцать слов, в которых пишутся две буквы «м» (однокоренные слова засчитываются как одна позиция).
Задание №3. Объясните смысл фразеологизмов, в состав которых входит слово точка. Расскажите о происхождении этого слова.
отправная точка
точка в точку
точка зрения
на мертвой точке
ставить точки над и
ставить точку
бить в одну точку
попадать в самую точку
сдвинуть с мертвой точки
от точки до точки
Задание №4. Определите, какие родственные слова русского языка объединяются данным корнем. Приведите по одному примеру на каждый случай. В чем особенность корней такого типа?
-мк- // -мок- // -моч- // -мык- // -мыч- // -мч-
Задание №5. Составьте из глаголов, употребленных в тексте, все возможные словообразовательные цепочки.
Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы. …В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды!
Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, заплыть, отплывать, отплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться – это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия (В. Г. Белинский).
Задание №6. Одни и те же глаголы ученики распределили по нескольким группам. Определите, на каком морфологическом признаке основано такое деление глаголов в каждом случае. С учетом этих признаков включите в нужные группы следующие глаголы: застелить, нестись, грозить, обрадоваться.
А. 1. Почистить, обессилеть, вымыться.
2. Слушать, зависеть, радоваться.
Б. 1. Вымыться, радоваться.
2. Почистить, обессилеть, слушать, зависеть.
В. 1. Почистить, слушать.
2. Обессилеть, вымыться, зависеть, радоваться.
Г. 1. Обессилеть, вымыться, слушать, радоваться.
2. Почистить, зависеть.
Задание №7. Разберите по членам предложения.
1. Вы, с вашим умом, не пропадете.
2. С умом задумано, да без ума сделано.
3. Сердце с умом не в ладу.
4. Он жил с умом.
5. Он талантлив, с умом.
6. Это – человек с умом.
7. Мы от него без ума.
8. Не выходит из ума ваш звонок.
9. Это – ученый-ум.
10. Он в своем уме?
11. Ему с умом не повезло.
12. Ум не главное в человеке.
Задание №8. Допишите фамилии героев хорошо известного вам произведения. Укажите его название и автора.
Павел Афанасьевич …
Алексей Степанович …
Александр Андреевич …
Сергей Сергеевич …
Антон Антонович …
Наталья Дмитриевна …
Платон Михайлович …
Задание №9. О каком жанре художественной литературы так пишет философ Сенека: «Как …, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». Дайте определение этому жанру. Назовите выдающегося русского писателя XIX века, в творчестве которого этот жанр достиг особого расцвета.
Задание №10. Слово, обозначающее данную разновидность стиха, греческое по происхождению. В переводе на русский язык оно означает «краестишие». Как в литературоведении называется подобное стихотворение? В чем его особенность? Перед вами одно из таких стихотворений, написанных Д. Ивановым. Определите, кто из поэтов является объектом восхищения автора.
Певучий стих как будто над собою
Усилия не ведал и трудов.
Широкою он катится рекою,
Как ясен смысл, какая четкость слов!
И все так просто… Кажется, что сам бы
Не написал иначе эти ямбы.
Ссылка на файл с ответами - ссылка