пятница, 12 марта 2021 г.

II этап республиканской олимпиады по по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература» 2017/2018 учебный год (10 класс)

 Задание №1. Определите фонетическую закономерность, с учетом которой сгруппированы звуки в каждом ряду. 

1. [й], [м], [н], [л], [р], [м’], [н’], [л’], [р’]______________________________

2. [ж], [ш], [ц]____________________________________________________

3. [ж], [ш], [ч’], [ш’]___________________________________________________

4. [х], [х’], [ц], [ч’], [ш’]________________________________________________

5. [й], [ч’], [ш’]_______________________________________________________



Задание №2. Подберите двадцать слов, в которых пишутся две буквы «м» (однокоренные слова засчитываются как одна позиция). 


Задание №3. Объясните смысл фразеологизмов, в состав которых входит слово точка. Расскажите о происхождении этого слова. 

отправная точка

точка в точку

точка зрения

на мертвой точке

ставить точки над и

ставить точку

бить в одну точку

попадать в самую точку

сдвинуть с мертвой точки

от точки до точки 


Задание №4. Определите, какие родственные слова русского языка объединяются данным корнем. Приведите по одному примеру на каждый случай. В чем особенность корней такого типа? 

-мк- // -мок- // -моч- // -мык- // -мыч- // -мч-


Задание №5. Составьте из глаголов, употребленных в тексте, все возможные словообразовательные цепочки. 

Русский язык необыкновенно богат для выражения явлений природы. …В самом деле, какое богатство для изображения явлений естественной действительности заключается только в глаголах русских, имеющих виды!

Плавать, плыть, приплывать, приплыть, заплывать, заплыть, отплывать, отплыть, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплывать, подплыть, поплавать, поплыть, расплаваться, расплыться, наплаваться, заплаваться – это все один глагол для выражения двадцати оттенков одного и того же действия (В. Г. Белинский). 


Задание №6. Одни и те же глаголы ученики распределили по нескольким группам. Определите, на каком морфологическом признаке основано такое деление глаголов в каждом случае. С учетом этих признаков включите в нужные группы следующие глаголы: застелить, нестись, грозить, обрадоваться. 

А. 1. Почистить, обессилеть, вымыться. 

 2. Слушать, зависеть, радоваться. 

Б. 1. Вымыться, радоваться. 

 2. Почистить, обессилеть, слушать, зависеть.

В. 1. Почистить, слушать. 

            2. Обессилеть, вымыться, зависеть, радоваться. 

Г. 1. Обессилеть, вымыться, слушать, радоваться. 

            2. Почистить, зависеть. 


Задание №7. Разберите по членам предложения. 

1. Вы, с вашим умом, не пропадете. 

2. С умом задумано, да без ума сделано. 

3. Сердце с умом не в ладу. 

4. Он жил с умом. 

5. Он талантлив, с умом. 

6. Это – человек с умом. 

7. Мы от него без ума.

8. Не выходит из ума ваш звонок. 

9. Это – ученый-ум. 

10. Он в своем уме?

11. Ему с умом не повезло. 

12. Ум не главное в человеке. 


Задание №8. Допишите фамилии героев хорошо известного вам произведения. Укажите его название и автора. 

Павел Афанасьевич …

Алексей Степанович …

Александр Андреевич …

Сергей Сергеевич …

Антон Антонович …

Наталья Дмитриевна …

 Платон Михайлович … 


Задание №9. О каком жанре художественной литературы так пишет философ Сенека: «Как …, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание». Дайте определение этому жанру. Назовите выдающегося русского писателя XIX века, в творчестве которого этот жанр достиг особого расцвета. 


Задание №10. Слово, обозначающее данную разновидность стиха, греческое по происхождению. В переводе на русский язык оно означает «краестишие». Как в литературоведении называется подобное стихотворение? В чем его особенность? Перед вами одно из таких стихотворений, написанных Д. Ивановым. Определите, кто из поэтов является объектом восхищения автора. 

Певучий стих как будто над собою

Усилия не ведал и трудов.

Широкою он катится рекою, 

Как ясен смысл, какая четкость слов!

И все так просто… Кажется, что сам бы 

Не написал иначе эти ямбы. 

Ссылка на файл с ответами - ссылка